Государственный бюджет — определение, основные элементы структуры, функции

Сегодня рассмотрим тему: "Государственный бюджет — определение, основные элементы структуры, функции". На сайте собраны и структурированы материалы ведущих изданий. Если появились вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту на сайте.

ЕГЭ. Экономика. Тема 21. Государственный бюджет

Государственный бюджет – это совокупность денежных средств, которые поступают в распоряжение Правительства и расходуются им по законодательно установленным направлениям.

Государственный бюджет – это высший финансовый документ страны, финансовый план доходов и расходов государства на год.

Проект бюджета принимается ежегодно Государственной Думой.

По окончании финансового года Правительство отчитывается об исполнении бюджета.

Части госбюджета:

  • доходная часть – показывает, откуда поступают денежные средства;
  • расходная часть – показывает, на какие цели используются денежные средства.

Счётная палата – это парламентский орган финансового контроля РФ.

Федеральное казначейство (Казначейство России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов страны.

Функции госбюджета:

  • регулирующая (регулирует денежные потоки государства);
  • контролирующая (легально контролирует действия правительства);
  • информационная ( содержит информацию о намерениях правительства);
  • направляющая (определяет параметры экономической деятельности, задаёт рамки возможных действий правительства).

Уровни бюджетной системы РФ:

  • федеральный бюджет,
  • бюджеты субъектов РФ ( региональные бюджеты),
  • бюджеты муниципальных образований ( местные бюджеты).

Источники госбюджета:

  • налоги,
  • государственные займы,
  • доходы от предпринимательской деятельности государства
  • пошлины и неналоговые средства,
  • походы от внешнеэкономической деятельности.

Направления расходов госбюджета РФ:

  • оборона
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность
  • содержание органов власти
  • оплата труда работников бюджетной сферы
  • развитие национальной экономки
  • ЖКХ
  • охрана окружающей среды
  • образование
  • культура
  • СМИ
  • здравоохранение
  • спорт
  • социальная политика
  • межбюджетные трансферты
  • выплата государственного долга

Дефицит госбюджета — это превышение расходов над доходами.

Пути преодоления дефицита госбюджета:

  • внутренние займы
  • внешние займы
  • денежная эмиссия
  • продуманная политика государства

Профицит госбюджета – это превышение доходов над расходами.

Сбалансированный госбюджет — в нём равное соотношение расходов и доходов.

Факторы, влияющие на состояние госбюджета:

  • состояние налоговых поступлений
  • государственные расходы
  • политика государства
  • фаза экономического цикла в стране

Внебюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые вне бюджета страны, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение , социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь

В них направляются денежные средства, имеющие целевое назначение.

Социальные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд
  • Фонд социального и обязательного медицинского страхования
  • Федеральная служба по труду и занятости

Экономические внебюджетные фонды:

  • Фонд развития промышленности
  • финансовые фонды поддержки отраслей
  • инвестиционные фонды и др.

Государственный долг.

Государственный долг – это сумма невыполненных государством обязательств .Он возникает в результате длительного дефицита госбюджета.

Виды государственного долга:

  • внутренний ( задолженность государства банкам, физическим и юридическим лицам)

Внутренний государственный долг включает в себя:

  • рыночные долговые обязательства ( государственные ценные бумаги – облигации банка России, государственные казначейские обязательства, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа, облигации федерального займа)
  • нерыночные долговые обязательства — это задолженность правительства Центральному банку
  • внешний ( задолженность международным банкам, правительствам других стран, международным финансовым учреждениям. Наиболее известные : МВФ — Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Лондонский банк, Парижский клуб)

Виды государственного долга по срокам его выплаты:

  • краткосрочный ( до 1 года)
  • среднесрочный ( до 5 лет)
  • долгосрочный ( свыше 5 лет)

Реструктуризация долга — пересмотр условий выплаты долга. Она проводится в тех случаях, когда невозможен возврат долга на прежних условиях.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-21-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9/

Государственный бюджет и его функции.

Финансовый сектор экономики и основы его функционирования

Понятие финансов и их функции.

Под финансами понимается совокупность экономических отношений, проявляющаяся в процессе образования, распределения и использования денежных средств в качестве финансовых ресурсов в экономике. При этом под финансовыми ресурсами понимают доходы всех звеньев экономики, начиная от предприятий и кончая государственными органами. В широком смысле к финансовым ресурсам относят и кредитные ресурсы банков. Разница между ними заключается в том, что финансовая система в узком смысле понятия осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозмездно и безвозвратно, а кредитная система — это временное перераспределение средств, т.е. возвратное и за плату.

Выделяют две основные функции финансов:

— распределительная функция, которая заключается в распределении (перераспределении) чистого дохода. В результате формируются и используются целевые денежные фонды государства, субъектов хозяйствования и доходов населения;

— контрольная функция, которая заключается в осуществлении органами, распоряжающимися финансовыми ресурсами, контроля за их распоряжением и использованием.

Финансовая сектор экономической системы – это совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов в национальной экономике. Институционально финансовый сектор экономики имеет сложную структуру и состоит из двух подсистем :

Централизованные или государственные финансы:

— финансы общественных организаций;

— финансы домашних хозяйств.

Государственный бюджет и его функции.

Существование государства и его активное участие в экономике предполагает наличие необходимых средств для осуществления такой деятельности. Эти средства реализуются через государственный бюджет, который является основным звеном финансовой системы государства. Как экономическая категория, он представляет собой совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и субъектами хозяйствования (физическими и юридическими лицами) по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования фонда денежных средств государства.

Читайте так же:  Выделение доли в приватизированной квартире

По внешней форме госбюджет — это ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, его основной финансовый план.

Структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности и зависит от уровня социально-экономического развития государства, его административно-территориального устройства, принципов функционирования экономической системы и других факторов.

С позиции организационной структуры устройства различают государственный бюджет делится три основных элемента:

центральный (республиканский, федеральный) бюджет, который представляет собой бюджет правительства страны;

местные бюджеты, которые представляют собой бюджеты органов власти единиц административно-территориального устройства страны;

внебюджетные фонды, которые представляют собой целевые фонды денежных средств, формирующиеся за счёт специальных платежей и предназначены для решения определенных задач. Они имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными и местными властями.

Существует понятие консолидированного бюджета как совокупности государственного и местных бюджетов.

Государственный бюджет призван отразить доходы и расходы правительства страны. Он выполняет следующие функции:

— аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями и регионами, социальными группами населения;

— обеспечение содержания государства с его учреждениями, предназначенными реализовывать функции государственной власти;

— стимулирование экономического развития страны;

— социальная защита населения страны.

Доходы бюджета — экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства, которые включают различные виды платежей — налоговые и неналоговые. Доходы могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Основными признаками доходов государственного бюджета являются безвозмездность и безвозвратность. Основным источником их образования выступает национальный доход, а иногда и национальное богатство.

Существуют три основных канала денежных поступлений в бюджет: государственное имущество, общегосударственные ресурсы, обязательные платежи физических и юридических фирм, привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходы от реализации ценных бумаг, лотереи и пр. Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой государства.

Расходы государственного бюджета — процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы. Структура и содержание расходов формируются под влиянием уровня развития производительных сил и производственных отношений, конкретной экономической и социальной ситуации. Влияние оказывает финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации поставленных задач.

Общим для расходов всех стран является их главное назначение — обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций. Основным видом бюджетного финансирования является безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности. Этот принцип предполагает, что выделяемые на общегосударственные цели и нужды средства не нуждаются в обязательном их возмещении.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в виде: ассигнований на содержание бюджетных учреждений, трансфертов, кредитов, инвестиций в государственные предприятия, межбюджетного финансирования, средств на погашение долговых обязательств и пр.

Ряд статей госбюджета имеет общепринятый характер. Поэтому приведем примерную структуру государственного бюджета страны с рыночной экономикой:

I. Доходы – 100%

— налоги (пошлины, сборы) – 70 — 80%;

— неналоговые поступления (доходы от госсобственности, внешней торговли, приватизации) — 8 — 10%

— другие налоги, сборы и неналоговые поступления, целевые бюджетные фонды — 10 — 20%

II. Расходы — 100%

— расходы на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия) — 30 — 40%;

— затраты на производственно-хозяйственные нужды (инвестиции, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на реализацию государственных программ) — 10 — 20%;

— расходы на оборону — 10 — 20%;

— административно-управленческие расходы (содержание правительственных и судебных органов, органов безопасности, внутренних дел) — 5 — 8%;

— платежи по государственному долгу — 7 — 10%;

— трансферты другим уровням управления — 10 — 15%;

— целевые бюджетные фонды, пополнение государственных резервов — 5 -10%;

Бюджетные расходы решают задачи политического, социального и хозяйственного характера.

Политические задачи состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают такие затраты, как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполитическая деятельность, поддержка средств массовой информации и т.д.

Социальные задачи состоят в стабилизации социально-экономической ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровне жизни различных групп населения, поддержке отраслей, оказывающих социальные услуги.

Экономические задачи состоят в формировании конкурентной рыночной среды путем поддержки малого бизнеса и антимонопольных мероприятий; в структурной перестройке экономики; в содействии выходу национальных производителей на внешние рынки; в выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10696 —

| 8041 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/14_79998_gosudarstvenniy-byudzhet-i-ego-funktsii.html

Понятие, функции, структура государственного бюджета

Основным звеном государственных финансов является государственный бюджет. Государственный бюджет – это централизованный денежный фонд государства, образуемый для материального обеспечения государственных функций.

Читайте так же:  Пример заполнения 3 ндфл на лечение зубов

Государственный бюджет выполняет ряд функций:

· Функцию перераспределения НД. Через государственный бюджет происходит перераспределение более 50% национального дохода и ¾ денежных средств, что позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и обеспечивать выполнение программ социально-экономического развития страны.

· Функцию вмешательства в процесс воспроизводства для поддержания отдельных отраслей национальной экономики.

· Функцию осуществления социальной политики, которая направлена на поддержание социальной справедливости в обществе.

· Функцию обеспечения внутренней и внешней безопасности, содержания аппарата управления.

Государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей. Он разрабатывается в Министерстве финансов Республики Беларусь, после этого принимается Палатой представителей Национального
собрания Республики Беларусь, затем одобряется Советом Республики и подписывается Президентом Республики Беларусь. Доходная часть республиканского бюджета формируется за счет налоговых доходов (налог на доход и прибыль, НДС, налоги от внешнеэкономической деятельности), неналоговых доходов (доходы от использования имущества, доходы от осуществления приносящей доходы деятельности, штрафы и удержания), безвозмездных поступлений. Расходная часть республиканского бюджета включает расходы государственных органов общего назначения, международной деятельности, обслуживания государственного долга, государственных материальных резервов, национальной обороны, судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности, расходы на охрану окружающей среды, здравоохранение, жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство, а также расходы на развитие физкультуры и спорта, средств массовой информации, образования, социальной политики (социальная защита населения, пенсионное обеспечение, молодежная политика, помощь в обеспечении жильем).

10.3. Понятие, функции и виды налогов.
Принципы налогообложения

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в установленном законом порядке для покрытия общественных потребностей.

Налоги выполняют ряд функций:

· фискальную (обеспечение поступления средств в государственный бюджет для последующего финансирования государственных расходов);

· регулирующую (через налоги и дифференциацию налоговых ставок оказывается стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции, потребление, а также на расширение или сокращение платежеспособного спроса населения);

· социальную (перераспределение доходов и богатства в стране);

· контрольную (количественная оценка налоговых поступлений
и их соотнесение с потребностями государства в финансовых средствах).

Совокупность налогов, методов, принципов их построения образуют налоговую систему. В основу построения налоговой системы заложены принципы налогообложения. А. Смит впервые сформулировал первые принципы налогообложения:

· справедливость (всеобщность и равномерность налогообложения);

· определенность (налог должен быть точно определен по срокам, способам и сумме уплаты);

· удобство (вид налога, способ платежа и срок уплаты должны быть удобны для плательщика);

· экономия (содержание самих налоговых органов должно как можно дешевле обходиться налогоплательщикам).

Основными элементами налогообложения являются:

1. Субъект налога (лица, которые по закону должны платить налог).

2. Носитель налога (лицо, которое фактически уплачивает налог). Введение этого элемента налога обусловлено тем, что субъект налога может перекладывать налоговое бремя на других лиц с помощью определенных экономических механизмов.

3. Объект налога (доход или имущество, с которого начисляется налог).

4. Ставка налога (величина налоговых начислений на единицу объекта налога). В зависимости от ставки налога выделяют следующие их виды:

· твердые ставки (устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта налогообложения независимо от размера дохода);

· прогрессивные ставки (возрастание вставки величины налога по мере роста дохода);

· регрессивные ставки (снижение величины ставки налога по мере роста дохода);

· налоговые льготы (полное или частичное освобождение от налогов в соответствии с законодательством).

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода и имущества налогоплательщика (подоходный налог, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость).

Косвенные налоги устанавливаются на товары массового потребления и включаются в цену товара и тарифы за услуги (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

10.4. Бюджетный дефицит, причины и способы его покрытия.
Государственный долг

Превышение расходной части государственного бюджета над доходной вызывает бюджетный дефицит.

В зависимости от причин возникновения различают структурный
и циклический дефицит. Если правительство сознательно закладывает
в государственный бюджет превышение расходной части над доходной, то речь идет о структурном бюджетном дефиците. Он возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определенных социально-экономических программ. Его покрытие осуществляется за счет выпуска государственных казначейских
обязательств, кредитов Национального банка Республики Беларусь
и внешних займов. Циклический дефицит образуется в результате сокращения налоговых поступлений и увеличения государственных расходов (период экономического спада).

Бюджетный дефицит порождает государственный долг.

Государственный долг – сумма выпущенных и непогашенных государством займов с невыплаченными процентами по ним. Причины возникновения государственного долга, как правило, связаны с кризисными явлениями в экономике. При этом выделяют внутренний государственный долг (задолженность государства перед гражданами своей страны), внешний государственный долг (задолженность государства международно-валютно-финансовым организациям, официальным правительственным институтам, иностранным гражданам).

Читайте так же:  Когда можно получить налоговый вычет после покупки квартиры
Видео (кликните для воспроизведения).

Погашение государственного долга и выплаты процентов по нему осуществляются путем рефинансирования (выпуск новых займов для покрытия задолженности по старым займам), конверсии (изменение условий займов и процентных ставок по ним), консолидации (изменение условий заимствования, связанных со сроками погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные
и среднесрочные).

Тема 11. Общее макроэкономическое равновесие: модель
совокупного спроса и совокупного предложения

11.1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса.
Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса

Совокупный спрос (AD) – сумма планируемых расходов макроэкономических субъектов на приобретение конечных товаров и услуг при каждом из возможных уровней цен.

Зависимость между общей суммой расходов на конечные блага и уровнем цен можно выразить графически в виде кривой с отрицательным наклоном. На оси абсцисс откладывается реальный объем производства (Y), на оси ординат – уровень цен (P).

Основным фактором, влияющим на размер совокупного спроса, является уровень цен, который определяет форму кривой совокупного спроса. Ценовой фактор выражается в действии трех эффектов:

Эффект процентной ставки. При неизменном денежном предложении рост уровня цен приводит к тому, что макросубъектам требуется большее количество денег для совершения сделок, растет спрос на деньги, а значит, и цена денег (процентная ставка). Увеличение процентной ставки приводит к сокращению текущего потребления (сбережения становятся предпочтительней), а также инвестиционного спроса. Следовательно, рост уровня цен приводит к сокращению величины совокупного спроса.

Эффект богатства. Рост уровня цен делает держателей финансового богатства беднее, поэтому их расходы начинают сокращаться (размер совокупного спроса уменьшается).

Эффект импортных закупок. Рост уровня цен в одной стране относительно уровня цен в других странах приводит к относительному удорожанию отечественных товаров. Следовательно, экспорт товаров данной страны сокращается, а импорт увеличивается. Чистый экспорт сокращается, что ведет к сокращению объема совокупного спроса.

На совокупный спрос влияют неценовые факторы. В этом случае меняется не размер совокупного спроса, а сам совокупный спрос. Действие неценовых факторов выражается в сдвиге кривой AD вправо, если совокупный спрос увеличивается, и влево, если совокупный спрос сокращается (рисунок 19).

Рисунок 19 – Кривая совокупного спроса

К неценовым факторам относятся следующие изменения:

· в потреблении домашних хозяйств (денежные доходы, потребительские ожидания, ставки налогов);

· инвестиционных расходов (процентная ставка, налоги, новые технологии);

· в государственных расходах;

· в чистом экспорте (национальный доход других государств, котировка курса национальной валюты).

11.2. Понятие совокупного предложения и конфигурация
кривой совокупного предложения

Кривая совокупного предложения (AS) – это кривая, показывающая реальный объем национального продукта, который может быть произведен при каждом возможном уровне цен.

Долгосрочный период – временной интервал, в течение которого цены факторов производства в полной мере реагируют на изменение общего уровня цен на товары и услуги и изменяются в той же пропорции.

Кривая AS показывает зависимость объема предложения от среднего уровня цен в стране. В общем виде кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков: кейнсианского (горизонтального), промежуточного (восходящего) и классического (вертикального) (рисунок 20).

1 – кейнсианский отрезок;

2 – промежуточный отрезок;

3 – классический отрезок

Рисунок 20 – Кривая совокупного предложения

Кейнсианский отрезок –это отрезок кривой AS, на котором уровень цен остается неизменным, а национальный продукт изменяется. На этом отрезке реальный объем национального продукта значительно меньше его естественного уровня. Экономика находится в состоянии глубокого спада, т. е. не используется большое количество факторов производства. При задействовании неиспользуемых производственных мощностей и рабочей силы уровень цен не изменится, так как не возрастут средние издержки производства.

Промежуточный отрезок –это отрезок кривой AS, на котором происходит увеличение объема производства, сопровождаемое ростом цен. На этом отрезке экономика приближается к естественному уровню объема национального производства. Начинает ощущаться нехватка некоторых производственных факторов, это усиливает конкуренцию за производственные ресурсы, заставляет использовать менее эффективные ресурсы. Все это увеличивает производственные издержки и приводит к росту цен.

Классический отрезок – это отрезок кривой AS, на котором происходят изменения уровня цен, а объем национального продукта остается неизменным и равным естественному уровню. На этом уровне экономика достигла полной занятости факторов производства. Дальнейшее наращивание реальных объемов производства невозможно и любое увеличение совокупного спроса вызовет только рост уровня цен.

На долгосрочных временных интервалах неценовыми факторами сдвига кривой AS, определяющими естественный уровень реального объема национального производства, являются изменение объемов имеющегося капитала и рабочей силы, а также изменение производительности технологии. Увеличение объема имеющихся факторов производства и улучшение технологии сдвигают долгосрочную кривую AS вправо-вниз, а уменьшение объема имеющихся факторов технологии сдвигает долгосрочную кривую AS влево-вверх.

Краткосрочный период – временной интервал, в течение которого цены факторов производства остаются фиксированными даже при изменении общего уровня цен.

Стабильность цен на факторы производства в краткосрочном периоде объясняется следующими причинами:

· издержками на смену цен, расходами на изменения прейскурантов, каталогов и т. п.

Читайте так же:  Какая ответственность возможна, если забросить ооо с нулевой отчетностью

Изменение неценовых факторов приводит к изменению издержек на единицу продукции. Уменьшение издержек смещает кривую AS вправо, а увеличение – влево.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9583 —

| 7372 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/4_101143_ponyatie-funktsii-struktura-gosudarstvennogo-byudzheta.html

Государственный бюджет структура и функции

В центре рассмотрения экономических понятий в рамках курса обществознания находится государственный бюджет. Это смета расходно-доходных статей государства.

В бюджете указываются не только финансовые показатели, но и источники денежных средств, а также сферы трат.

Что такое государственный бюджет

Госбюджет – это составляемое Правительством и утверждаемое Государственной Думой соотношение расходов и доходов конкретной страны. Контролем над исполнением также занимается исполнительная власть.

Основные положения

Бюджетный процесс включает в себя несколько этапов:

  • формирование – теоретическое структурирование,
  • рассмотрение – возложено на нижнюю палату парламента,
  • утверждение – согласие на реализацию,
  • исполнение и контроль – непосредственное претворение в жизнь.

Внешние проверки и анализ проводятся после расчетного периода. Государственный бюджет представляет собой базовую финансовую основу страны.

В действительности абсолютно каждый человек зависим от данного показателя, даже если не отдает себе в этом отчет.

Функции и задачи

К ключевым функциям относятся:

  1. Контроль и ограничение за действиями Правительства в финансовой сфере.
  2. Регулировка финансовых потоков в рамках страны, а также направлений внешних расходов.
  3. Общее определение денежной политики России.
  4. Отражает представления высших органов власти о том, куда стоит инвестировать деньги и в какие сферы вкладывать.

В целом бюджет можно представить как банк, где часть людей делают пополнения, а некоторые берут в долг. То есть расходы и доходы.

Экономическое значение бюджета государства

Госбюджет оказывает существенное влияние на спрос и предпочтения потребителей.

Во-первых, он определяет доходы больших категорий населения. Во-вторых, от финансирования бюджетных сфер зависит положение социально незащищенных групп.

К основным показателям, на которые влияет параметр, относятся:

  • безработица и инфляция,
  • курс валюты,
  • размер государственного долга.

Стоит отметить: динамика и тенденции развития каждого аспекта влияют на другие. В связи с этим критически важно осуществлять контроль на всеми пунктами и статьями.

Доходы государственного бюджета

Доходные статьи – это пункты, из которых идут безвозмездные денежные средства в государственную казну. Поступления должны быть регулярными и гарантированными, только в таком случае возможно функционирование систем.

Условно доходы подразделяют на:

  • текущие – формируются из налогов и сборов (самая большая статья бюджета) и штрафов, административных платежей,
  • капитальные – разовые платежи в виде официальных трансфертов, а также прибыли от аренды земли и пожертвования.

Классификация статей утверждается высшими органами власти РФ. И называется кратко – бюджет.

Структура доходов бюджета РФ

Рассмотрим в процентном соотношении доходные статьи бюджета:

  • НДС – 17.5%,
  • налог на прибыли физлиц – 30%,
  • налог на доход ИП, ООО и иных форм предпринимательства – 15%,
  • акцизы – 7.5%,
  • на имущество – 15%,
  • прочие налоги – 9%,
  • неналоговые статьи – 6% (из них 5% – капитальные).

Таким образом, на налоги приходится около 85% от всех поступлений. Приватизация – еще одна из форм дохода.

Расходы государственного бюджета и их цели

Что касается расходов, то они так же, как и доходы, являются безвозмездными, но уже тратами, а не получаемыми средствами. Они распределяются на основании территориального и целевого признаков.

К основным целям государственного бюджета относятся:

  1. Социальные – выплата пенсий, пособий, а также заработных плат сотрудникам госучреждений.
  2. Военные – содержание армии и развитие военно-промышленного комплекса.
  3. Экономические – финансирование бизнеса, гос. программ, а также выплата государственного долга.
  4. Содержание аппарата и политической элиты.

Профицит и дефицит бюджета

Государственный бюджет может быть трех видов:

  • сбалансированный – когда расходы совпадают с доходами,
  • профицитный – прибыли выше трат,
  • дефицитный – страна уходит в минус.

Это интересно: допустимым уровнем нехватки денег считается пять процентов, но и это встречается редко в современном мире.

Способы решения дефицита

Постоянный дефицит рано или поздно приводит к банкротству государства. В связи с этим все страны разрабатывают программы выхода из кризисной ситуации.

К наиболее распространенным моделям относятся следующие:

  1. Эмиссия денег – выпуск новых банкнот. Это один из простейших методов, учитывая то, что валюта давно не привязана к золоту, но такой вариант приводит к инфляции, и, если допускать масштабные вливания, то темпы будут огромными.
  2. Займ у населения – взятие денег в долг внутри страны осуществляется на постоянной основе, но иногда в более крупных формах. Самым распространенным способом является выпуск государственных ценных бумаг.
  3. Займ у других стран – международные долги чреваты тем, что их возвращение будет с процентами и в валюте.
Читайте так же:  Какая доверенность нужна для подписания кредитного договора

Самым эффективным методом является сокращение расходов, но в связи с тем, что зачастую население и так недовольно поддержкой социальной сферы, этот вариант не популярен и мало применим.

Федеральный бюджет России

Федеральный бюджет – главный финансовый документ страны, утверждаемый раз в год и фиксируемый в форме ФЗ.

В России, как в федеративном государстве, делается распределение между регионами. Деньги в субъекты распределяются не равномерно, а в соответствии с нуждами и возможностями самообеспечения.

Что касается распределения между сферами, но в предыдущие годы большая часть расходов приходилась на Министерство Финансов, так как была необходимость возврата долга. А вот на здравоохранение и образование перечислялось менее двух процентов.

Сравнительная характеристика бюджетов стран мира

Рассмотрим примеры нескольких бюджетов наиболее развитых стран мира в сопоставлении с Россией.

На основании таблицы можно сделать вывод, что даже самые экономически продвинутые государства испытывают сложности с государственным бюджетом.

Основное направление, которое приносит доход – это налоги. Бюджет обеспечивается именно населением, а не природными ресурсами, как полагают многие.

Бюджет также фиксирует планируемые расходы и фазы, в которые будет происходить обслуживание. Финансируется накопление казны посредством безвозмездных вливаний.

Источник: http://tvercult.ru/polezno-znat/gosudarstvennyiy-byudzhet-struktura-i-funktsii

Государственный бюджет: сущность, функции и структура

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, которыми располагает государство (правительство) для осуществления своих функций. Госбюджет, иными словами, представляет собой роспись государственных доходов и расходов на год, утвержденную в законодательном порядке. В госбюджете находят отражение все основные финансовые операции – государственные расходы, различные виды доходов, государственные займы и т.п. Построение государственного бюджет основано на соблюдении ряда принципов:

— принцип единства, заключается в том, что в бюджете сосредоточены все доходы и расходы государства. При этом, должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации;

— принцип полноты заключается в том, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления;

— принцип реальности заключается в том, что в бюджете предполагается правдивое отражение доходов и расходов государства;

— принцип гласности означает, что при формировании и утверждении государственного бюджета предполагается обязательная информируемость населения об основных расходах и источниках доходов.

В структуре государственного бюджета выделяют две основные части: доходную и расходную, так как он составляется на основе балансового метода. Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов страны.

Доходная часть государственного бюджета образуется за счет трех источников:

1. Налоги со всех хозяйствующих субъектов страны. На налоги в развитых странах приходится до 80% всей доходной части бюджета.

2. Государственные займы (государство может выпускать собственные ценные бумаги и размещать их среди других хозяйствующих субъектов, привлекая тем самым денежные средства в государственный бюджет).

3. Эмиссия денег. Это самый непопулярный источник и к нему прибегают в крайних случаях.

Расходная часть государственного бюджета включает в себя все основные виды расходов, которые несет государство при выполнении своих функций. К ним относят расходы на оборону, на содержание государственного аппарата, на финансирование отраслей национальной экономики, на социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, социальное обеспечение), науку, обслуживание государственного долга и др. Отдельной строкой выделяют прочие расходы, которые выделяют для того, чтобы иметь возможность финансировать непредвиденные расходы.

Структура расходов и доходов государства зависит от конкретной ситуации в стране.

Государственный бюджет выполняет в национальной экономике следующие функции:

— фискальную – это означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов;

— экономического регулирования – это использование государственных налогов, для проведения той или иной экономической политики;

— социальную – использование бюджета для перераспределения национального дохода.

Осуществляя эти функции, государство может выделять из государственного бюджета:

— ассигнования – средства из государственного бюджета на содержание государственных учреждений;

субсидии – денежные пособия, которые предоставляются государственным учреждениям;

субвенции – вид государственного денежного пособия местным органам власти для выполнения программ развития;

дотации – государственные пособия на покрытие убытков и поддержки нерентабельных предприятий.

Государственный бюджет в стране принимается каждый год и правительство следит за тем, чтобы расходы и доходы бюджета соответствовали друг другу. Ситуация, когда доходы бюджета больше расходов называется бюджетным профицитом. Ситуация, когда расходы бюджета превышают его доходы, называется бюджетным дефицитом.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.org/2-4999.html

Государственный бюджет — определение, основные элементы структуры, функции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here