Содержание
- 1 Снижение кадастровой стоимости земельного участка путем смены вида разрешенного использования
- 2 Земельный налог при изменении в ЕГРН кадастровой стоимости земельного участка
- 3 Изменение кадастровой стоимости земли
- 4 Порядок самостоятельного уменьшения кадастровой стоимости земельного участка
- 5 Изменение кадастровой стоимости земли
- 6 Изменение кадастровой стоимости земли в 2018 году
- 7 Изменение кадастровой стоимости земли в течение года
- 8 Изменение кадастровой стоимости: как теперь влияет на налоги
Снижение кадастровой стоимости земельного участка путем смены вида разрешенного использования
Управляющий партнер Правового бюро «Тимофеев и партнеры»
специально для ГАРАНТ.РУ
Кадастровая стоимость земли является важной составляющей, которая влияет на расчет налога на имущество юридических лиц. Во многих случаях кадастровую стоимость можно снизить путем оспаривания в специальной комиссии или в суде. Порой это позволяет уменьшить платежи по налогу на имущество в несколько раз.
Одним из важнейших факторов, которые определяют размер кадастровой стоимости участка земли, является вид его разрешенного использования (далее – ВРИ). Также непосредственно от ВРИ зависят возможности использования, находящегося в собственности или аренде участка. Например, какую хозяйственную деятельность можно вести, какие здание и постройки разрешено возводить на его территории.
Основные положения, касающиеся разрешенного использования земельных участков, содержатся в п. 2 ст. 7 Земельного кодекса.Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Эта норма соответствует одному из принципов земельного законодательства, закрепленному в подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ о делении земель по целевому назначению, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.Смысл данного принципа заключается в следующем: целевое назначение земель определяется их принадлежностью к той или иной категории, а разрешенное использование – дополнительный элемент, из которого складывается правовой режим земельного участка.
- ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне;
- изменение одного ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Поэтому разрешенное использование может быть установлено или изменено только в соответствии с установленными правилами землепользования и застройки функциональной зоны.
В настоящее время порядок проведения зонирования территорий определяет Градостроительный кодекс. Для каждой территории устанавливается градостроительный регламент, определяющий правовой режим земельных участков и всего, что находится над и под их поверхностью и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки – п. 9 ст. 1, п. 2, п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ.

Связь разрешенного использования с кадастровой стоимостью
Базовым документом, устанавливающим связь между разрешенным использованием и кадастровой стоимостью, являются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Данные Методические указания устанавливают 17 видов разрешенного использования земельных участков. Величина кадастровой стоимости земельного участка зависит от значений удельных показателей, которые определяются для каждого из видов разрешенного использования.
Во время проведения государственной кадастровой оценки земельные участки разделяют на административно-территориальные единицы. Исходя из размеров и специфики в данных территориальных единицах выделяются кадастровые кварталы.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется умножением удельного показателя кадастровой стоимости (утвержденный для данного ВРИ, применительно к кадастровому кварталу, где расположен участок) на его площадь. Если для участка установлено несколько ВРИ, то в расчете кадастровой стоимости используется удельный показатель с наибольшим значением.
Таким образом, кадастровая стоимость участка складывается из трех составляющих:
- вида разрешенного использования земельного участка (по данным Росреестра);
- удельного показателя кадастровой стоимости, применительно к кадастровому кварталу;
- площади участка.
ВРИ земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления и подчинено определенным правилам. В случаях, когда на земельном участке расположены законно возведенные объекты недвижимости, ВРИ должно соответствовать их функциональному назначению. Оно определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию. Пример: в техпаспорте находящегося на земельном участке здания в качестве назначения указывается «офис», то его будут относить к группе № 7 – «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения». Если же на нем расположены одновременно офисные и производственные помещения, то участку может быть присвоено сразу два ВРИ: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» и «для размещения производственных и административных зданий».
В случае если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.
Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения данным лицом платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (ч. 1 ст. 12.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве»). Решение об изменении ВРИ земельного участка принимается уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы на основании градостроительного плана земельного участка в течение 45 рабочих дней со дня поступления заявления собственника земельного участка.
Имеет ли смысл изменять ВРИ для целей снижения кадастровой стоимости?
Логика проведения государственной кадастровой оценки и определения удельных показателей кадастровой стоимости свидетельствует о том, что наибольшие удельные показатели устанавливаются для земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства коммерческого назначения. Снизить кадастровую стоимость подобных участков возможно только изменив ВРИ. А для его смены необходимо переменить функциональное назначение находящихся на участке зданий.
Мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекция) (п. 1.2 Порядка).
Часто подобные мероприятия проводятся для выявления таких видов недвижимого имущества, как торговые, деловые центры и просто нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются таким образом (пункт 1.3 Порядка).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающих размещение объектов, указанных в п. 1.3 Порядка, признается использование не менее 20% общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п. 1.5 Порядка).
В качестве иллюстрации влияния снижения ВРИ на величину кадастровой стоимости можно привести следующий пример. При рассмотрении одного из дел возник спор о величине кадастровой стоимости в разрезе ВРИ земельного участка, который был предоставлен юридическому лицу под размещение автостоянки автомобильного транспорта. При проведении государственной кадастровой оценки указанный земельный участок был отнесен к виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», поскольку владельцем земельного участка оказывались услуги по платному размещению на нем автомобильного транспорта. Предоставление суду аргументированной позиции о том, что содержание разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» в части «личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» применимо только к автотранспортным средствам, а не к самому земельному участку позволило более чем в два раза снизить кадастровую стоимость.
Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/timofeev/1207331/
Земельный налог при изменении в ЕГРН кадастровой стоимости земельного участка
Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер (Бухгалтерское приложение)». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.
ЭЖ-Бухгалтер
Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.
Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.
Источник: http://www.eg-online.ru/article/405928/
Изменение кадастровой стоимости земли
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В публичной кадастровой карте кадастровая стоимость земельного участка (Московская область), принадлежащего предприятию на праве собственности, изменилась по сравнению с 2018 годом. Дата внесения стоимости в базу — 15.01.2019.
С какого момента новая кадастровая стоимость земельного участка используется для расчета налоговой базы по земельному налогу?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Новая кадастровая стоимость земельного участка должна применяться в целях исчисления земельного налога с 01.01.2019.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Ответ прошел контроль качества
23 апреля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник: http://www.garant.ru/consult/nalog/1273845/
Порядок самостоятельного уменьшения кадастровой стоимости земельного участка
В связи с частыми случаями завышения землевладельцев интересует вопрос, как уменьшить кадастровую стоимость земельного участка самостоятельно. От этого установленного показателя напрямую зависит ежегодный размер имущественного налога. Расскажем в статье, от чего зависит кадастровая стоимость, когда ее можно уменьшить и как это сделать.
Почему завышается кадастровая стоимость земли?
Как правило, рыночная и кадастровая стоимости должны быть приблизительно на одном уровне. Однако по факту это не всегда так. Тем не менее, несмотря на то, что цена земли по данным кадастра часто выше стоимости по рынку в 4-5 раз, расчет налога, выкупной цены и арендных платежей неразрывно связан именно с этой цифрой.
Как получается такая разница? Дело в том, что при расчете рыночной цены учитываются только показатели самого рынка и уровень стоимости аналогичных объектов на дату оценки. Для вычисления цены по данным кадастра принимаются во внимание следующие факторы:
- привлекательность участка для инвесторов;
- месторасположение;
- состояние рынка на дату проведения оценки;
- особенности расположения участка;
- перспективы развития инфраструктуры региона и другие критерии.
Полный перечень учитываемых факторов указан в методических правилах, применяемых при расчете. Однако с практической точки зрения только рыночные процессы могут дать объективную картину по стоимости земли.
Если собственник убежден, что кадастровая стоимость завышена, он вправе потребовать проведения переоценки и уменьшить ее. Процесс снижения базируется на изменении причины, повлиявшей на повышение цены. Уменьшения можно добиться, если завышение действительно необоснованно.
Зачастую, причина повышения связана с путаницей в записях, устанавливающих вид разрешенного использования участков. Это можно отследить, если сравнить нормативный акт о допустимости удельной кадастровой стоимости относительно конкретного вида разрешенного использования земли. Если эти данные разняться – можно с уверенностью говорить о неправомерности увеличения цены.
Помимо этого, ошибочные сведения могут быть и в едином реестре. Чтобы удостоверится в этом, достаточно заказать выписку из ЕГРН в Росреестре или МФЦ и внимательно ее изучить.
Когда возможно снизить кадастровую стоимость земли?
Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка допускается в следующих случаях:
- испортился плодородный слой почвы;
- на участке образовался овраг, болото или обрыв;
- произошло оформление публичного сервитута на безвозмездной основе.
Все вышеперечисленные случаи снижают уровень полезности земли. Помимо этих оснований для уменьшения существуют и иные:
- изменение целевого назначения, категории или вида разрешенного использования земли;
- участок перешел из единоличного владения в собственность нескольких лиц;
- земельный участок утратил полезные свойства;
- произошли непредвиденные обстоятельства или стихийные бедствия, которые негативно отразились на характеристиках участка.
Приведенные основания требуют предоставления доказательств. Это может быть заключение независимых экспертов, правоустанавливающие документы, иные акты (к примеру, выписка из ЕГРН, подтверждающая факт изменения категории земли).
Как правило, в уменьшении показателя заинтересованы собственники, получающие прибыль от использования надела или выплачивающие высокий налог на имущество, а также арендаторы, так как размер арендных платежей также зависит от данных оценки. Уменьшение стоимости целесообразно. Как показывает практика, возможно снижение в 3-4 раза.
Стоит также учесть, что каждые пять лет должна происходить переоценка установленной цены. Если собственник не будет согласен с данными новой оценки, он вправе подать заявление на пересмотр.
Процедура уменьшения кадастровой стоимости участка
Каждый землевладелец может ознакомиться с текущей кадастровой стоимостью на свой участок на официальном сайте Росреестра. Там же можно увидеть данные о проведенной переоценке.
При выявлении неправомерного увеличения цены по данным кадастра владелец или арендатор с согласия собственника может обратиться к независимому оценщику, а потом в Росреестр или суд с заявлением о снижении.
Проведение повторной переоценки возможно, когда предположительная цена не выше 30 %, чем установленная в кадастре. Чтобы это доказать потребуется отчет об оценке, выполненный независимым экспертом.
При превышении принятого норматива в 30 % мнения одного оценщика будет недостаточно. Потребуется привлечь нескольких экспертов, имеющих статус членов СРО.
Наиболее простой, а поэтому распространенный метод уменьшения стоимости, это административный способ с привлечением независимой комиссии. Специалисты рассматривают документы и выносят вердикт. В случае отказа придется обращаться в суд. Рассмотрим нюансы процедуры подробнее.
Кто может обратиться за снижением стоимости земли?
Заинтересованное лицо должно обладать соответствующими правами для уменьшения цены по данным кадастра. Обратиться могут граждане или организации, пользующиеся участком на следующих правах:
- право собственности;
- безвозмездное бессрочное пользование;
- пожизненное наследуемое владение;
- аренды (при этом требуется письменное согласие собственника, если это не муниципалитет или государство).
Помимо лиц, перечисленных в списке, Верховный суд РФ предоставляет право снизить кадастровую цену земли гражданам, которые изъявляют намерение выкупить участок.
Если надел принадлежит крестьянско-фермерскому хозяйству, то есть по факту находится в долевой собственности, то потребуется согласие всех участников. К рассмотрению принимается только коллективное заявление. Волеизъявление владельца одного земельного пая не будет рассмотрено.
Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:
8 (800) 222-76-65
(бесплатный звонок по России)
Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.
Это связано с тем, что данные кадастровой оценки распространяются на весь массив, принадлежащий КФХ. Если понижается стоимость одного участка, то землевладельцы соседних наделов также вправе ее уменьшить.
Куда обращаться?
Чтобы уменьшить установленную цену, правообладателям необходимо обратиться в территориальное отделение Росреестра по месту нахождения земельного участка. Попасть к сотруднику Росреестра можно в порядке живой очереди или записаться на прием заблаговременно. Сделать это можно на официальном сайте ведомства или по телефону 8 (800) 100 34 34.
Потребуется написать заявление, после рассмотрения которого, будет вынесено положительное или отрицательное решение. Отказ оформляется в письменной форме с объяснением причин. Если отказ вызван техническими причинами, заявитель может исправить некорректности в документах и подать заявку вновь. В остальных случаях, если заявитель не согласен с принятым решением, он вправе оспорить его в судебном порядке.
Документы
Заявка будет рассмотрена только при наличии следующих документов:
- заявление от имени собственника или правообладателя – когда собственников несколько написать заявление можно от имени любого из них;
- общегражданский паспорт заявителя – если действует представитель, то потребуется также нотариальная доверенность;
- правоустанавливающие документы – выписка из ЕГРН, свидетельство о праве собственности, договор аренды, купли-продажи, дарственная и т.д.;
- кадастровый паспорт или выписка из ЕГРН, если участок поставлен на кадастровый учет в 2017 году;
- отчет об оценке и договор с оценщиком или оценочной компанией.
Могут потребоваться и иные документы, подтверждающие необходимость переоценки. С 2017 года процедура была упрощена и теперь достаточно только трех документов – отчета об оценке, правоустанавливающих и заявления. Однако переходный период в регионах может затянуться до 2020 года, поэтому стоит уточнять перечень необходимых бумаг в территориальном отделении ведомства.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Заявление на уменьшение стоимости оформляется по установленному образцу. Бланк предоставляется в Росреестре. В дальнейшем оно направляется в комиссию по рассмотрению подобных споров.
В заявлении указываются личные данные землевладельца, такие как: ФИО, паспортные данные, адрес проживания, контактный телефон, адрес электронной почты. Текст заявления должен содержать просьбу о переоценке с указанием причины необходимости проведения этой процедуры.
Сотрудник Росреестра забирает все бумаги и предоставляет расписку. В этом документе будет указана дата, когда можно забрать оригиналы и принятое решение.
Сроки
Как правило, решение о том, принято заявление к рассмотрению или нет, выносится в течение семи дней. Если все документы оформлены корректно, а требование обосновано, заявка поступает в работу специальной комиссии. Дальнейшее рассмотрение займет больше времени – один месяц.
Если заявка не принимается в работу, то землевладельца уведомят об этом и причинах отказа. Опротестовать отказ можно в течение десяти дней посредством обращения в судебные органы.
Допускается обращение в суд в обход специальной комиссии. Этот способ дороже, но, как показывает практика, действенней. Однако в этом случае не обойтись без помощи профессионального юриста.
Если комиссия отказала
В любой ситуации, когда комиссия вынесла отрицательное решение, землепользователь имеет полное право обжаловать вердикт в судебном порядке в течение 10 дней.
Истцом будет выступать землевладелец, ответчиком – отделение Росреестра. Иск подается в суд по месту нахождения ответчика. Потребуется приложить доказательства того, что кадастровая стоимость была установлена неправомерно, а ведомство отказало в ее корректировке.
Для судебного разбирательства потребуются следующие документы:
- правоустанавливающий документ на землю;
- общегражданский паспорт;
- бумаги, подтверждающие наличие причин уменьшения кадастровой стоимости;
- акты обследования местности;
- справки от независимых оценщиков;
- выписка с отрицательным решением комиссии;
- квитанция об оплате государственной пошлины (выдадут в суде);
- копия иска и вышеперечисленных документов для ответчика.
Копии документов для Росреестра заверяются нотариально. Направить их можно заказным письмом с описью вложений, объявленной ценностью и уведомлением о получении адресатом.
Стоимость
Процедура снижения кадастровой стоимости связана с существенными денежными расходами, а именно:
- обращение в суд с посредничеством юриста – около 25 000 рублей;
- посреднические услуги юриста для решения вопроса в досудебном порядке– 15 000 рублей;
- работа оценщика – 10 000 рублей;
- внесение корректировок в Росреестр – 350 рублей;
- выдача выписки из ЕГРН – 300 рублей для граждан, 950 рублей для организаций;
- подача искового заявления – 300 рублей для граждан, 4000 рублей для организаций.
Расценки на услуги оценщика и юриста могут отличаться в зависимости от региона и сложности вопроса. Тем не менее, несмотря на значительные расходы, в дальнейшем землевладелец существенно экономит на налогах или аренде.
При возникновении вопросов обращайтесь к юристу за консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.
Теперь вы знаете, как уменьшить кадастровую стоимость земельного участка самостоятельно. Помните, что для скорейшего решения вопроса в вашу пользу (особенно в судебном порядке) целесообразно обратиться к юристу.
Изменение кадастровой стоимости земли
Использован релиз 3.0.70
Для изменения кадастровой стоимости земельного участка в программе нужно создать новую регистрационную запись по этому земельному участку:
- Раздел: Главное – Налоги и отчеты.
- Выберите в списке формы «Налоги и отчеты» слева «Земельный налог» (если земельный налог в списке не отображается, то раскройте полный список по ссылке «Все налоги и отчеты»).
- В форме справа перейдите по ссылке «Регистрация земельных участков» (рис. 1).
- По кнопке «Создать» (рис. 1) создайте новую запись регистрации в форме «Регистрация земельных участков». В открывшейся форме (рис. 2):
- в поле «Основное средство» выберите участок, у которого меняется кадастровая стоимость (данные по участку заполнятся автоматически);
- в поле «Дата» укажите дату, с которой меняется кадастровая стоимость;
- в поле «Кадастровая стоимость» укажите новую кадастровую стоимость земельного участка;
- заполните поле «КБК», проверьте остальные поля формы;
- сохраните запись по кнопке «Записать и закрыть».
- В списке формы «Регистрация земельных участков» появилась еще одна запись (рис. 3).
Сумма земельного налога (авансового платежа) будет рассчитана регламентной операцией «Расчет земельного налога» при закрытии месяца с учетом изменения кадастровой стоимости участка.
Изменение кадастровой стоимости земли в 2018 году
В августе 2018 года в НК РФ были внесены поправки, уточняющие порядок расчета, а также устанавливающие порядок перерасчета налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц, земельного налога при изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости и не только. Большинство из них начнут действовать с 01.01.2019, но некоторые будут иметь обратную силу (п. 4, 5 ст. 3 Закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ ).
При этом перерасчет транспортного, земельного налога, а также налога на имущество физических лиц со следующего года будет возможен только за 3 года, предшествующих году направления налоговиками уведомления в связи с перерасчетом. Но если в результате перерасчета земельный налог или налог на имущество физлиц вырастет, то новое уведомление на доплату разницы налоговики не направят. А значит, и доплачивать гражданам ничего не придется (п. 2.1 ст. 52 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2019).
Порядок расчета земельного налога
Порядок расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости земли изменится, но не кардинально. Сегодня измененная кадастровая стоимость учитывается для целей налога с даты внесения новых сведений об участке в ЕГРН. Речь идет о случаях (п. 1 ст. 391 НК РФ):
- изменения вида разрешенного использования земли;
- перевода участка из одной категории земель в другую;
- изменения площади участка.
Со следующего года аналогичные правила будут применяться, если изменятся количественные или качественные характеристики земли, что по сути и происходит в случаях, перечисленных выше. То есть в этой части принципиальных перемен нет.
А вот если кадастровая стоимость будет изменена из-за исправления ошибки, то исходя из новой кадастровой стоимости считать налог нужно будет с даты применения прежней (неверной) стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2019). То есть у плательщиков появится возможность пересчета налога за предыдущие годы, чего сейчас они лишены. Так что если вы задумывались об изменении кадастровой стоимости земли в 2018 году, то, возможно, с этим стоит повременить.
Другие поправки по земельному налогу
1. В НК больше не будет оговорки о том, что плательщики, обязанные уплачивать авансовые платежи по земельному налогу по итогам I, II, III кварталов, должны рассчитывать его исходя из кадастровой стоимости земли по состоянию на 1 января года – налогового периода (п. 6 ст. 396 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2019). Очевидно, это связано с рассмотренными выше поправками в НК, допускающими изменение КС посреди года.
2. Расширен список физических лиц, которым положена льгота по уменьшению налоговой базы на стоимость 6 соток земельного участка. Перечень пополнили дети-инвалиды (пп. 3 п. 5 ст. 391 НК РФ). Они же получили право на льготу по налогу на имущество физических лиц, т.е право не платить налог (пп. 3 п. 1 ст. 407 НК РФ). Эти нормы уже действуют и распространяются на правоотношения аж с 01.01.2015 (п. 4 ст. 3 Закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ ). А значит, налоги за прошлые годы новоиспеченным льготникам должны будут пересчитать.
3. С 01.01.2019 земельный налог с участка (или доли в нем), перешедший физическому лицу по наследству, будет считаться со дня открытия наследства (п. 8 ст. 396 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2019), а не с месяца открытия, как указано в НК сейчас.
Источник: http://glavkniga.ru/situations/k508182
Изменение кадастровой стоимости земли в течение года
Кадастровая стоимость земли может быть изменена по решению суда. О том, с какого момента новая кадастровая стоимость будет использоваться при исчислении земельного налога, ФНС России рассказала в письме от 26.03.2015 № БС-4-11/4935@.
В отношении земельного участка налоговая база по земельному налогу определяется как его кадастровая стоимость, установленная на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ). Нередко такая стоимость оказывается завышенной, и налогоплательщики обращаются в суд. В ходе рассмотрения таких дел суды определяют рыночную стоимость участка. При этом на основании п. 3 ст. 66 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
До 2015 г. в Налоговом кодексе не были прописаны последствия изменения кадастровой стоимости по решению суда для целей исчисления земельного налога. И вопрос с началом применения новой кадастровой стоимости решался в порядке, указанном в письме Минфина России от 16.07.2013 № 03-05-04-02/27809 (размещено на сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»). Согласно ему новая кадастровая стоимость, установленная по решению суда, должна применяться для целей исчисления земельного налога начиная с 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
Федеральным законом от 21.07.2014 № 225-ФЗ была изменена редакция ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно ей сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Данные поправки начали действовать с 22 июля 2014 г., а с 1 января 2015 г. аналогичная норма появилась и в ст. 391 НК РФ. В связи с этим возникает вопрос: если кадастровая стоимость была изменена решением суда после 22 июля 2014 г., может ли она применяться для целей исчисления земельного налога с 1 января 2014 г.?
В комментируемом письме ФНС России пришла к следующим выводам. Если изменения кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости в течение 2014 г. на основании решения суда, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу с 1 января 2015 г. Если же заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в 2015 г. и решение суда об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости принято в 2015 г., новая кадастровая стоимость должна применяться с 1 января 2015 г.
Между тем суды указывают, что если заявление в суд об изменении кадастровой стоимости было подано после 22 июля 2014 г. либо подано раньше, но на указанную дату еще не рассмотрено судом, новая кадастровая стоимость должна применяться для целей исчисления земельного налога с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (постановление АС Московского округа от 27.03.2015 № Ф05-1032/2015).
Источник: http://www.eg-online.ru/article/278067/
Изменение кадастровой стоимости: как теперь влияет на налоги
Организациям: налоги на имущество и землю
По земельному налогу и налогу на имущество организаций с 2019 г. предусмотрены одни и те же нововведения, касающиеся применения измененной кадастровой стоимост и п. 2 ст. 375, п. 15 ст. 378.2, пп. 5, 5.1 ст. 382, пп. 1, 1.1 ст. 391, пп. 6, 7.1 ст. 396 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2019) . Рассмотрим их на примере налога на имущество.
1. Если налог на имущество организаций надо платить исходя из кадастровой стоимости недвижимости, то с 2019 г. для расчета налоговой базы будет учитываться кадастровая стоимость, указанная в ЕГРН по состоянию на 1 января года, за который считается нало г п. 2 ст. 375 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2019) . Ранее формулировка была несколько иная: налоговая база рассчитывалась на основании кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января соответствующего года п. 2 ст. 375 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2019) .
Полные тексты комментируемых Законов можно найти:
2. С 2019 г. если изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости явилось следствием изменения качественных и/или количественных характеристик (к примеру, поменялись площадь либо назначение здания или иного объекта), то налог на имущество надо будет рассчитывать исходя из новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН п. 15 ст. 378.2 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2019) .
По старой оценке нужно будет определить сумму за полные месяцы с начала года до изменения сведений в ЕГРН, а по новой оценке — за месяцы после изменения и до конца года. При этом должны применяться те же правила и коэффициенты, которые действуют при продаже недвижимост и пп. 5, 5.1 ст. 382 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2019) .
Так, если кадастровая стоимость недвижимости изменилась для целей налогообложения до 15-го числа месяца включительно, то этот месяц принимается за полный при расчете части налога исходя из обновленной кадастровой стоимости. За предыдущие месяцы года налог надо считать исходя из старой стоимости.
Если же для целей налогообложения кадастровая стоимость изменилась после 15-го числа, то за этот и предыдущие месяцы года налог надо считать исходя из старой кадастровой стоимости. Начиная со следующего месяца при расчете налога на имущество нужно будет учитывать новую кадастровую стоимость.
Условие. В результате перепланировки уменьшилась площадь помещения, по которому налог на имущество считается исходя из кадастровой стоимости. Это повлекло уменьшение кадастровой стоимости с 12.02.2019.
Решение. Налог на имущество исходя из старой кадастровой стоимости надо будет считать только за январь 2019 г. (годовой коэффициент 1/12).
За период с февраля по декабрь 2019 г. при расчете налога надо будет учитывать уменьшенную кадастровую стоимость (применяя годовой коэффициент 11/12).
3. Возможно, что кадастровая стоимость изменится в 2019 г. в результате установления рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда. В таком случае обновленная кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН, будет учитываться при расчете налоговой базы за прошлые годы начиная с того года, в котором применялась неверная (оспоренная) кадастровая стоимост ь абз. 4 п. 15 ст. 378.2 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2019); Письмо ФНС от 27.11.2018 № БС-4-21/22899@ .
4. Надо будет пересчитать налог на имущество за прошлые периоды, в которых для его расчета применяли ошибочную стоимость, в случа е п. 15 ст. 378.2 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2019) :
• исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости. Если, к примеру, в ЕГРН была внесена неверная кадастровая стоимость, то после исправления такой технической ошибки либо организация должна будет доплатить налог (если данные о кадастровой стоимости были занижены), либо у нее появится возможность пересчитать налог и вернуть переплату;
• уменьшения кадастровой стоимости:
— в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
— в связи с пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости. Проще говоря, можно будет, к примеру, вернуть или зачесть налог, излишне уплаченный за предыдущие годы, если вам удалось отстоять на комиссии или в суде более низкую кадастровую стоимость.
Особенности учета для целей налогообложения пересмотра кадастровой стоимости
![]() ![]() |
ХРИТИНИНА Ольга Витальевна Начальник отдела налогообложения имущества юридических лиц Управления налогообложения имущества ФНС России |
— В Налоговом кодексе закреплен исчерпывающий перечень случаев, когда изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения может повлечь пересчет налогов за прошлые периоды.
С 01.01.2019 не предусмотрено возможности пересчета налога на имущество за прошлые периоды в случае, если по решению комиссии или суда сведения, на основании которых была определена кадастровая стоимость объекта, были признаны недостоверными и кадастровая стоимость на основании указанного решения комиссии или суда была увеличена.
При этом указанное положение действует в отношении внесенных в ЕГРН сведений о новой кадастровой стоимости в случае, если такое решение комиссии или суда вынесено в 2019 г. (в том числе в случае обращения в комиссию или в суд до 1 января 2019 г.).
По подобным решениям пересчитать налог на имущество за прошлые периоды можно только в случае уменьшения кадастровой стоимост и п. 15 ст. 378.2 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2019) .
Новый порядок применения обновленной кадастровой стоимости для расчета имущественных налогов будет использоваться, только если основания для ее изменения возникли начиная с 01.01.2019.
Если в 2019 г. вам удастся добиться снижения кадастровой стоимости (в том числе по искам/ заявлениям, поданным до 01.01.2019), то рассмотренные изменения выгодны для вашей организаци и Письма ФНС от 27.11.2018 № БС-4-21/22899@ ; Минфина от 27.09.2018 № 03-05-05-01/69209 . Ведь до 2018 г. налог можно было уменьшить лишь начиная с года, в котором подано заявление об оспаривании.
Однако Минфин и ФНС уже напомнили, что надо учитывать общие правила, действующие при возврате и зачете налогов. Подать заявление для зачета или возврата суммы излишне уплаченного налога можно только в течение 3 лет со дня уплаты этой сумм ы п. 7 ст. 78 НК РФ; Письмо Минфина от 27.09.2018 № 03-05-05-02/69137 .
Напомним, что в 2018 г. и ранее изменение кадастровой стоимости недвижимости в течение года не должно было учитываться при определении базы по налогу на имущество в текущем и предыдущих налоговых периодах. Исключения были сделаны лишь для двух оснований, из-за которых произошел пересмотр кадастровой стоимост и п. 15 ст. 378.2 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2019) :
1) исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Такое изменение должно было учитываться при определении базы начиная с года, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимост ь абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2019) ;
2) принятие решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решения суда. В таком случае кадастровая стоимость, установленная решением комиссии/ суда, учитывается при определении налоговой базы начиная с года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН оспоренной кадастровой стоимост и абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2019) .
Гражданам: земельный налог и налог на имущество физлиц
С 01.01.2019 в расчет земельного налога на участки, принадлежащие гражданам, а также налога на имущество физических лиц (если он считается исходя из кадастровой стоимости) вносятся изменения, аналогичные рассмотренным выше в отношении налога на имущество организаци й пп. 1, 1.1 ст. 391, п. 6 ст. 396, п. 2 ст. 403, п. 5.1 ст. 408, п. 5 ст. 409 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2019) .
Такие изменения также будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019.
То есть, в частности, земельный налог тоже можно будет пересчитать за прошлые годы, в которых применялась ошибочная (оспоренная) стоимость.
Однако надо учитывать такие особенности:
• перерасчет сумм ранее исчисленного гражданину имущественного налога возможен лишь за 3 года, предшествующие году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Значит, с 2019 г. о налогах за 2015 г. и предшествующие ему годы уже можно забыт ь п. 2.1 ст. 52 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2019); Письмо Минфина от 27.09.2018 № 03-05-05-02/69137 ;
• перерасчет налогов по недвижимости физических лиц невозможен, если он влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налого в п. 2.1 ст. 52 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2019) . В случае если налог еще не был уплачен гражданином в бюджет, его могут пересчитать, в том числе и в бо ´ ль шую сторону.
Для граждан действует и общее правило: надо соблюдать трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налог а п. 7 ст. 78 НК РФ; п. 5 ст. 409 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2019) .
О других изменениях в отношении налогов на недвижимость физических лиц мы уже рассказывали в
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |

Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 15 лет.