Содержание
- 1 Порядок ценообразования при поставке газа
- 2 Тарифы на газ для населения
- 3 Поставки газа российским потребителям
- 4 С 1 января 2019 года расчёты за потреблённый газ производятся по новому тарифу
- 5 Как выбрать регион для реализации инвестиционного проекта по показателю стоимости природного газа
- 6 Тарифы для промышленных потребителей
Порядок ценообразования при поставке газа
Важнейшим для участников отношений по поставке газа является вопрос о цене на поставленный газ и услуги по его транспортировке.
Сложнее всего установить, попадает ли ценообразование на газ под государственное регулирование или же цена на газ должна формироваться свободно, под влиянием законов рынка.
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Законом, регламентирующим государственное регулирование цен на газ, является ФЗ от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее – Постановление №239) закрепляет, что государством регулируются цены на природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ, нефтяной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, сжиженный газ для бытовых нужд.
Другой важный документ – Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. №1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» (далее – Постановление №1021). Этим актом утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации. В соответствии с п. 4 Постановления под государственное регулирование подпадают оптовые цены на газ и розничные цены на газ, реализуемый населению. Установлено, что регулирование цен осуществляют Федеральная служба по тарифам (ФСТ РФ).
В Постановление 28 мая 2007 г. №1021 были внесены серьезные изменения, направленные на уменьшение роли государства в регулировании цен на газ с перспективой полной отмены их госрегулирования, а также на выравнивание внутренних и внешних цен на газ.
В пункт 3 Основных положений установлено, что цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги.

Постановление №1021 регулирует только цены и тарифы на услуги по транспортировке газа, являющегося по способу получения добываемым (п. 1 Основных положений). Газ производимый (по способу получения) под действие этого постановления не подпадает.
В Российской Федерации установлены следующие виды регулируемых цен на природный газ:
- оптовые цены на газ (назначаются ФСТ РФ);
- оптовые цены на газ, реализуемый населению (устанавливаются ФСТ РФ);
- оптовые цены на газ (определяемые в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен);
- розничные цены на газ (регулируются региональными службами по тарифам).
Согласно п. 16 Постановления №1021 государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов.
Оптовая цена на газ дифференцируется соответственно ценовому поясу. Субъекты РФ относятся к тому или иному ценовому поясу в зависимости от среднего расстояния транспортировки газа от мест добычи до районов потребления с учетом стоимости добычи и подготовки газа к перемещению. Методика расчета ФСТ РФ дифференцированных оптовых цен на газ определена в Постановлении ФЭК РФ от 29 мая 1998 г. №22/1 «Об утверждении Временного положения о государственном регулировании дифференцированных оптовых цен на газ» (далее – Постановление №21/1). По Постановлению №1021 оптовая цена на газ формируется на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта.
Понятие «оптовая цена на газ, определяемая в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен» (далее – цена, определяемая в пределах), введено в новой редакции Постановления №1021. При этом минимальным уровнем является установленная ФСТ РФ оптовая цена на газ.
В Постановлении №1021 указано, что конкретный размер этой цены должны устанавливать сами стороны. Однако до настоящего времени неясно, какими критериями должен руководствоваться поставщик при определении этой цены. Предполагается, что они будут введены ФСТ РФ.
При определении регулируемой цены на газ необходимо учитывать также плату за снабженческо-сбытовые услуги.
Оптовая цена на газ учитывает лишь расходы по добыче газа и его транспортировке по магистральному газопроводу. Однако поставщику газа необходимо не только его добыть (закупить у добывающей организации). Для осуществления поставки газа поставщик должен содержать необходимый штат сотрудников (диспетчеров, юристов, руководителей разного уровня и т.д.), банковские счета, оплачивать коммунальные услуги, услуги телефонной связи и т.д. Для компенсации этих издержек законодатель ввел в состав регулируемой цены газа плату за снабженческо-сбытовые услуги.
Понятие платы за снабженческо-сбытовые услуги, как и понятие самих снабженческо-сбытовых услуг, в законодательстве не дается. Однако из анализа норм можно сделать вывод, что таковой является производимая покупателем плата в возмещение расходов поставщика, без которых поставка газа невозможна (например, расходы на заработную плату, обслуживание кредита, используемого для закупки газа, содержание здания, плата за кассовое обслуживание, ведение банковского счета и т.д.).
Приказом ФСТ РФ от 15 декабря 2009 г. №412-э/8 утверждена Методика определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа. Орган, устанавливающий размер платы, – ФСТ РФ. В соответствии с названной Методикой размер платы за снабженческо-сбытовые услуги устанавливается дифференцированно по группам потребителей.
Еще одна составляющая регулируемой цены на газ – тариф на услуги по транспортировке газа. В соответствии со ст. 21 ФЗ «О газоснабжении в РФ» государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные Федеральным законом от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов.
По ст. 2 ФЗ «О естественных монополиях» к таким сферам деятельности отнесена транспортировка газа по трубопроводам. В поставке газа участвуют два вида субъектов естественных монополий:
- владельцы трубопровода высокого давления (магистрального газопровода) – газотранспортная организация в лице ОАО «Газпром» и его дочерних структур;
- владельцы газопроводов среднего и низкого давления – газораспределительная организация.
Соответственно, государство регулирует тарифы на транспортировку газа в отношении каждого из названных субъектов.
Выделение тарифа на транспортировку газа по магистральному газопроводу имеет значение при поставке газа по нерегулируемой цене, а также при поставке газа независимыми организациями (не аффилированными ОАО «Газпром»). В противном случае транспортировка включается в состав оптовой цены и выделению не подлежит.
Согласно п. 7 Постановления №1021 регулирование тарифов по транспортировке газа по магистральным газопроводам осуществляется ФСТ. Стоимость услуг по транспортировке газа по магистральному газопроводу определяется по тарифам, рассчитываемым в соответствии с Методикой расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, утвержденной Приказом ФСТ от 23.08.2005 г. №388-э/1. В соответствии с п. 6 данного документа регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам осуществляется путем установления их фиксированных уровней.
На услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГРО до сетей конечного потребителя устанавливается тариф на транспортировку до конечных потребителей. Тариф на транспортировку применяется дифференцированно по группам конечных потребителей.
Создается впечатление, что цены на газ, реализуемый потребителям на территории Российской Федерации, всецело регулируются государством. Однако это не так.
Во-первых, Постановление №239 исключает регулирование федеральными органами власти цен на газ, реализуемый организациями-производителями газа, не являющимися аффилированными лицами ОАО «Газпром», АО «Якутгазпром», «Норильскгазпром», «Камчатгазпром» и «Роснефть – Сахалинморнефтегаз». Таким образом, правом на продажу газа по свободной цене были наделены лишь организации-производители.
В связи с тем что, вводя такое ограничение рыночного ценообразования, Правительство вышло за пределы своей компетенции, абз. 1 Постановления №239 признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению в части распространения государственного регулирования цен на любую последующую продажу (в том числе конечному потребителю) самостоятельным хозяйствующим субъектом газа, добываемого организациями – независимыми производителями.
Во-вторых, Постановление №1021 регулирует исключительно цены на газ, являющийся по способу получения добываемым, но не производимым.
В-третьих, положения Постановлений №239, №1021 противоречат федеральному законодательству, поскольку нарушают предписание ст. 424 ГК РФ о том, что применение регулируемых цен возможно только в случаях, предусмотренных законом.
В ст. 21 ФЗ «О газоснабжении в РФ» установлен только один случай государственного регулирования цен на газ: По решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, ФЗ «О газоснабжении в РФ» закрепляет государственное регулирование цен на газ лишь в отношении субъектов естественных монополий, о чем прямо говорится в ст. 21 данного Закона и что подтверждено Верховным Судом РФ.
В Определении кассационной коллегии Верховного Суда РФ №КАС02-381 указано, что ч. 1 ст. 21 ФЗ «О газоснабжении в РФ» предусматривает государственное регулирование тарифов только на услуги по транспортировке газа, которые отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, ценообразование при поставке газа представляет собой сложный механизм, подверженный жесткой регламентации со стороны государства. Регламентация эта носит порой противоречивый характер, что приводит к трудностям в правоприменении и неопределенности во взаимоотношениях по поставке газа, в том числе при утверждении регулируемых государством цен.
Автор: К.Б. Кузнецов, соискатель кафедры предпринимательского права Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).
Тарифы на газ для населения
Газовая промышленность – одно из самых развитых направлений в России. Природный газ для населения используют для обслуживания как промышленных, так и жилых объектов, в качестве ресурса для отопления и снабжения горячей водой, газификации для приготовления еды и в качестве топлива для авто, оснащенных газовыми установками. Газовый обогрев помещений – наиболее часто поставляемая услуга для граждан жилых домов. Сейчас многие граждане пользуется не только общей системой газоснабжения или отопления, но и устанавливают бойлеры, в том числе и газовые.
И потому месячная плата за газ разнится не только из-за общей площади помещения и проживающих на ней жильцов, как это было ранее. В домах, частных или многоквартирных, устанавливаются счетчики, указывающие потребленный объем в кубических метрах газа, за который собственники и платят по факту. Разберемся подробнее в том, как именно нужно платить, каким образом начисляются тарифы на газ для населения и в чем сложность системы.
Тарификация за газоснабжение
Снабжение жилых домов газом – одна из коммунальных услуг, предоставляемая жильцам компаниями-поставщиками услуг. И согласно статье 154 ЖК РФ, оплата за его поставку должна совершаться регулярно каждый месяц до 10 числа.
Размер оплаты за газ для каждого жилого помещения разнится, так как расчет может совершаться разными методами:
- По счетчику: для подсчета размера оплаты берутся показания прибора учета, высчитывается разница между текущим и предыдущим показателем, по которому производилась плата за газ в прошлом месяце. Предыдущие показания счетчика указаны в квитанции, потому вычисления произвести легко. Первое число отнимаем от записанного на момент снятия показаний, полученное количество умножается на стоимость 1 куб природного газа согласно тому, какой установлен тариф на газ в регионе, эта сумма и должна быть оплачена.
- Без прибора учета: без счетчика оплата рассчитывается по нормативам потребления газа в регионе и целей его использования: отопление, приготовление еды, нагрев воды. То есть в этом случае имеет значение наличие газовой плиты, колонки, бойлера, а также количество официально зарегистрированных людей на жилплощади и ее квадратура. Отсюда и формируется расчет платы за 1 куб.
В случае неуплаты и возникших задолженностей у жильцов могут быть проблемы с УК и поставщиками. Помните, что при несвоевременной оплате квитанций за квартплату и поставку коммунальных услуг, в том числе газ, начисляется пеня. Ее размер зависит от длительности срока, в течение которого не вносилась плата.
Статья 544 ГК РФ также гласит, что оплата коммунальных услуг происходит по фактически принятому объему поставленного ресурса, которое определяется прибором учета. Если законодательными актами или установленным соглашением между сторонами не предусмотрены иные условия.
Если пользователь ресурсов не указывал показания счетчика в течение 3 месяцев, после этого срока оплата за природный газ будет рассчитываться исходя из установленных нормативов, а не фактических показателей прибора учета.
При этом счетчики должны быть исправны, проверены коммунальными службами и опломбированы. Установка нового прибора учета производится коммунальщиками. Когда показания счетчика не удалось снять вовремя, тогда расчет оплаты за газ формируется исходя из установленных в регионе расценок.
Тарификация
Россия – огромная страна с различными климатическими условиями, степенью развитости инфраструктуры, количеством населения. И потому в зависимости от региона, отличаются установленные тарифы на газ для населения за потребление кубометров ресурса.
Сумма к оплате даже в одном городе и аналогичных квартирах с одинаковым целевым использованием газа может отличаться в зависимости от того, оплачиваются ли нормативы или же фактические показания счетчика.
Установка прибора учета – эффективное средство экономии и отслеживания того, сколько ресурсов вы тратите в месяц. Тогда как оплачивая по установленным нормативам, даже если по факту вы использовали гораздо меньше газа или не пользовались им вовсе, все равно в конце расчетного периода придется погасить всю сумму, которая указана в квитанции.
Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утверждает стоимость 1 м³ для каждого региона таким образом, чтобы возможность пользоваться газовым отоплением и плитой была у всех российских жителей. Помимо региональной привязки, тарификация на природный газ для населения должна устанавливаться в зависимости от цели использования:
- приготовление еды и подогрев воды на плите;
- при отсутствии центрального горячего водоснабжения – использование газовой колонки для ее получения;
- использование газовой плиты и колонки для нагрева воды и приготовления пищи за неимением централизованного снабжения горячей водой;
- отопление и прочие способы использования газа.
Для каждого из случаев на газ устанавливаются отдельные тарифные планки. Для некоторых регионов предусмотрено объединение тарифов для потребителей из первых трех групп, и цена на газ для них устанавливается одним курсом.
Тарифы на природный газ устанавливают региональные министерства или соответствующие комиссии, далее их утверждают федеральные власти. Но метод тарификации энергоресурсов для каждого региона один, и ему обязаны следовать все.
ВНИМАНИЕ! Обратите внимание, что в последние годы новые тарифы устанавливаются каждый год, начиная со второго полугодия, а именно – с первого июня.
Отметим, что 159 статья ЖК РФ говорит о том, что если ваши расходы на оплату коммунальных услуг превышают максимально допустимые размеры, предусмотренные законодательством для гражданина в общем семейном доходе, тариф на газ будет снижен на основании предоставления субсидий.
Ориентировочные тарифы
Как уже было сказано, нормативные тарифы для каждого региона – свои, их определяют местные власти. Далее следует согласование с федеральными законодательными органами, после чего размер оплаты утверждается или корректируется в соответствии с положенными государством допустимыми нормами.
Для того, чтобы уточнить именно ваш тарифный план, лучше всего зайти на сайт поставщика ресурсов именно вашего региона. На нем будут описаны тарифы на природный газ для разных групп потребителей газа. Там же можно рассчитать на калькуляторе в режиме онлайн ваш тариф и точную сумму, сколько стоит куб, с учетом целевого использования газа и региональной привязки.
Кроме того, размер оплаты за кубометр природного газа для населения указывается в квитанции. В ней также прописывается норма потребления газа с учетом применения температурного коэффициента для прибора учета. Выбирать счетчик газа с температурным коэффициентом или без него – зависит от потребителя.
ВАЖНО! Учет температурного коэффициента – это определение объема использованного газа по счетчику с его компенсацией, то есть приведением к оптимальным условиям для использования при температуре +20 и давлению 760. Этот коэффициент утверждается Агентством технического регулирования и метрологии на федеральном уровне.
Отдельно стоит сказать о тарифах на газ для предприятий. Если для людей ресурс отпускается по розничной цене за газ для населения, то в этом случае берется в расчет оптовая стоимость. Изменения в ценах для оптовых закупок кубометров газа также происходят регулярно, их принимают те же местные власти, после согласовывая с федеральными. Отметим, что стоимость газа для населения отличается от той, что устанавливается для промышленной сферы.
Ситуация в регионах
Из-за того, что регионы устанавливают тарифы самостоятельно, иногда они получаются чрезмерно завышенными. И это несмотря на то, что государством определена максимальная планка. Установленные региональные тарифы хоть и утверждаются на федеральном уровне, но случаи самоуправства не редки.
Управляющие компании нередко делают локальные сметы на услуги ЖКХ, которые превышают допустимый законом уровень. Ведь УК – коммерческая организация, и ее цель – получение прибыли, в том числе завышением цен на природный газ. Именно по этой причине часто реальный тарифный план отличается от того, сколько должен стоить газ на самом деле.
Помните, что платить за газ и другие ресурсы нужно своевременно! Это гарантия бесперебойной поставки энергоресурсов, вашего спокойствия и уверенности в том, что не будет никаких проблем с органами контроля.
Источник: http://ozhkh.ru/kommunalnye-uslugi/tarify-na-gaz
Поставки газа российским потребителям
Структура рынка газа в России
Российский рынок газа разделен на регулируемый и нерегулируемый сектора. Доминирующее положение занимает регулируемый сегмент рынка — газ, добытый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, а также собственниками региональных систем газоснабжения. По нерегулируемым ценам продается газ, добытый независимыми производителями, которые в совокупности удовлетворяют более четверти российского спроса на голубое топливо. При этом государственное регулирование цен на альтернативные виды топлива — уголь и мазут — было отменено еще в начале девяностых годов.
Выручка от реализации газа Группы «Газпром» (за вычетом НДС и акциза) на российском рынке в 2013 г. выросла по сравнению с 2012 г. на 4,5 % и составила 774,0 млрд рублей. В 2013 г. общий объем реализации газа Группы «Газпром» потребителям Российской Федерации без учета внутригрупповых поставок составил 228,1 млрд куб. м (в 2012 г. — 249,7 млрд куб. м).
Средняя цена реализации газа на внутреннем рынке в 2013 г. выросла по сравнению с 2012 г. на 14,5% и составила 3393 рубля за 1000 куб. м (без НДС и акциза).
В 2013 г. Группа «Газпром межрегионгаз» реализовала российским потребителям 265,4 млрд куб. м газа — из ресурсов Газпрома и прочих производителей, что на 8,9% ниже уровня 2012 г.
Для нужд социально значимых категорий потребителей — населения, организаций коммунального комплекса (ОКК) и бюджетных потребителей — в 2013 г. было поставлено 77,8 млрд куб. м газа.
Регулируемый сегмент
Государство осуществляет регулирование:
- оптовых цен на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами для реализации на внутреннем рынке;
- тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, оказываемые ОАО «Газпром» независимым производителям;
- платы за снабженческо-сбытовые услуги;
- тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям;
- розничных цен на газ, реализуемый населению.
Уполномоченным органом исполнительной власти в сфере тарифного регулирования является Федеральная служба по тарифам, которая в своих приказах ежегодно утверждает оптовые цены на газ, добытый ОАО «Газпром и его аффилированными лицами, размеры платы за снабженческо-сбытовые услуги, а также тарифы на транспортировку газа. Полномочия по установлению розничных цен на газ, реализуемый населению, делегированы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Выручка ОАО «Газпром» от ведения деятельности на внутреннем рынке газа формируется от реализации газа по регулируемым оптовым ценам, а также от оказания услуг по транспортировке газа по системе магистрального газопроводного транспорта, оказываемых независимым поставщикам.
Размеры платы за снабженческо-сбытовые услуги, а также тарифы на транспортировку газа по распределительным сетям утверждены приказами ФСТ России для организаций, осуществляющих соответственно поставку и транспортировку газа в том или ином регионе Российской Федерации, и дифференцированы в зависимости от объема потребленного или оттранспортированного газа.
Газораспределительные организации обеспечивают транспортировку газа по распределительным сетям до конечных потребителей, их выручка формируется за счет регулируемых тарифов.
Региональные компании по реализации газа получают плату за оказываемые ими снабженческо-сбытовые услуги.
Размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии нормативов потребления на величину розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Развитие рынка газа
Начиная с 2006 г. Правительством Российской Федерации предпринимаются меры по развитию российского рынка газа в соответствии с рыночными принципами.
28 мая 2007 г. Правительством РФ принято постановление № 333 «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ», которое предусматривает внедрение нового механизма формирования цены на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами. Он заключается в установлении ценового диапазона, в рамках которого оптовая цена реализации газа для отдельных групп промышленных потребителей определяется по соглашению, достигнутому между поставщиками газа и покупателями. В качестве нижней границы указанного диапазона используются оптовые цены, устанавливаемые ФСТ России. В качестве верхней границы диапазона используются оптовые цены, устанавливаемые ФСТ России, увеличенные в 2007 г. на 60%, в 2008 г. — на 50%, с 1 января 2009 г. — на 40%, с 1 июля 2009 г. — на 30%, с 1 января 2010 г. — на 20%, с 1 июля 2010 г. — 10%, с 1 января 2011 г. — на 10%.
Право определения цен на газ в этих рамках предоставлено поставщикам и покупателям. Данный порядок распространяется на новых потребителей, впервые заключающих договор поставки после 1 июля 2007 г., а также на сверхдоговорные объемы газа.
По ценам, предусмотренным постановлением Правительства РФ № 333, в 2013 г. Группой «Газпром межрегионгаз» реализовано 37,2 млрд куб. м газа.
Долгосрочные договоры
Важная роль в развитии рынка газа в России отведена долгосрочным договорам поставки газа. В ходе договорной кампании 2008 г. ОАО «Газпром» заключило с организациями электроэнергетики и других отраслей около 82 тыс. долгосрочных договоров с периодом поставки с 2008 по 2012 гг. на объем более 170 млрд куб. м газа, что составило более 65% от общих объемов газа, потребляемого промышленностью.
Содержание договоров соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации. Заключение долгосрочных договоров поставки газа осуществляется как в интересах потребителя, который имеет возможность строить перспективные планы развития с учетом гарантированного газоснабжения, так и в интересах поставщика, который, в свою очередь, может осуществлять долгосрочное планирование добычи и развитие газотранспортной инфраструктуры.
Однако гарантии долгосрочных поставок газа накладывают соответствующие обязательства на потребителя в части выборки законтрактованных объемов, безусловной оплаты газа и строгого соблюдения дисциплины газопотребления.
В случае отказа потребителя от заключения долгосрочного договора поставки на указанных выше условиях ему предоставляется возможность заключения одногодичного договора поставки газа без дополнительных обязательств в части выборки заявленных объемов.
На протяжении периода действия долгосрочных договоров их условия продолжают совершенствоваться. Это связано с выходом новых нормативно-правовых документов, а также необходимостью использования более гибких подходов к реализации газа в связи с обострением конкуренции на рынке газа с независимыми поставщиками.
Природный газ в топливно-энергетическом балансе страны
Газ в России — самый дешевый и поэтому наиболее широко используемый вид топлива. В структуре потребления первичных энергоносителей в российской экономике доля газа превосходит 50%, а в топливном балансе российских теплоэлектростанций на газ приходится более 70%. Такой перекос в российском топливном балансе делает реальной угрозу энергетической безопасности страны, так как из-за дешевизны газа практически не развивается производство и потребление других видов топлива — мазута, торфа, угля. Низкая цена на газ не располагает к рачительному использованию этого невосполнимого природного ресурса.
Регулируемые цены на газ на сегодняшний день искусственно занижены. Они не позволяют покрыть затраты на производство, транспортировку и реализацию газа. Такие цены, не только затрудняют развитие газовой отрасли, но, в конечном итоге, препятствуют формированию эффективной структуры российской экономики. Фактически субсидируемые «Газпромом» предприятия в силу дешевизны энергообеспечения теряют стимулы к сокращению производственных издержек. Дешевый газ сделал неконкурентоспособным внедрение энергосберегающих технологий и новых экологически чистых видов топлива. Сегодня российская экономика является одной из самых газоемких в мире. В отличие от многих индустриальных стран, где газ в первую очередь потребляется населением, в России газ преимущественно поставляется электрогенерирующим компаниям и предприятиям металлургической и химической промышленности. Кроме того, поставки дешевого газа российским производителям, ориентированным на экспорт, можно рассматривать как неоправданные экспортные субсидии. Фактически субсидируя целые отрасли российской экономики, «Газпром» в итоге испытывает инвестиционные затруднения при реализации масштабных проектов разработки новых месторождений, реконструкции действующих мощностей и сооружения новых газопроводов.
Источник: http://mrg.gazprom.ru/implementation/consumers/
С 1 января 2019 года расчёты за потреблённый газ производятся по новому тарифу
Приказом комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30.11.2018 № 30/1 с 01 января 2019 года установлена розничная цена на природный газ, реализуемый населению, за 1000 куб. м газа в размере 6193,00 руб.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
В едином платежном документе, доставляемом населению Белгородской области, цена на газ будет указана за 1 м3 — 6,193 руб.
Поскольку расчеты в Российской Федерации ведутся в рублях и копейках, при расчетах стоимости потребленного газа просим придерживаться правила арифметического округления до целой копейки в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 18.09.1997 № 1182, согласно которого если дробная часть копейки менее полкопейки, то она отбрасывается и сумма снижается до целой копейки, а если дробная часть копейки равна полкопейки и больше, то сумма повышается до целой копейки.
Примеры округления расчетах стоимости потребленного газа:
1. Объем потребленного газа 125м3*6,193 руб. = 774 руб. 125 коп., в графе «Начислено» указать 774,13 руб.
2. Объем потребленного газа 129м3*6,193 руб. = 798 руб. 897 коп., в графе «Начислено» указать 798,90 руб.
3. Объем потребленного газа 128м3*6,193руб. = 792 руб. 704 коп., в графе «Начислено» указать 792,70 руб.
4. Объем потребленного газа 121м3*6,193руб. = 749 руб. 353 коп., в графе «Начислено» указать 749,35 руб.
Источник: http://www.belregiongaz.ru/press-center/9532/
Как выбрать регион для реализации инвестиционного проекта по показателю стоимости природного газа
В каком регионе наиболее выгодно разместить площадку производственного предприятия? О стоимости природного газа для промышленности в различных регионах России.
Автор: Анатолий Дзюба, Заместитель директора по развитию ООО «Челябинское управление энерготрейдинга»
В процессе проработки любого инвестиционного проекта связанного с выбором места размещения площадки производственного предприятия, инвестору требуется принимать во внимание множество различных экономических факторов присущих в каждом регионе. Наиболее важным элементом затрат будущего производственного предприятия является затраты на закупку энергоресурсов, стоимость которых для разных регионов является различной. Наиболее важным энергоресурсом потребляемым промышленностью является природный газ, потребляемый из ЕСГ ПАО «Газпром». Стоимость природного газа, предприятие будет оплачивать на протяжении всего жизненного цикла деятельности. Правильный выбор региона размещения производственной площадки позволит инвестору сэкономить средства на закупку природного газа, величина которых в будущем могут составлять десятки и даже сотни миллионов рублей ежегодно.
Стоимость природного газа в каждом регионе России является различной. На рисунке 1 представлена структура стоимости природного газа для промышленных потребителей в России.
Рисунок 1. Структура стоимости природного газа для промышленных потребителей в России
Для каждого региона России стоимость каждого компонента является различной, что обуславливает различие конечных тарифов на газ, поставляемый для конечных потребителей в регионе. Особенности каждого компонента стоимости газа представлены в таблице.
Таблица 1. Компоненты стоимости газа поставляемого промышленным потребителям регионов России
Оптовая цена на газ
Отражает стоимость газа, поставляемую на региональные рынки с учетом стоимости транспортировки газа до субъектов федерации
Устанавливается ФАС России для каждого региона на каждый период регулирования
Плата за калорийность газа
Отражает плату за превышение фактических показателей калорийности газа над показателями, установленными ФАС при установлении тарифов (7 900 ккал/м3)
Фактическая величина калорийности определяется региональными поставщиками газа для каждого месяца поставки
Тариф на услуги по транспортировке газа
Отражает плату за оказание услуг по транспортировке газа потребителям региональных газораспределительных компаний
Устанавливается ФАС России для каждого газотранспортного предприятия на каждый период регулирования
Специальные надбавки, предназначенные для финансирования программ газификации
Отражает плату на формирование целевых региональных фондов направленных на финансирование программ ввода новых газораспределительных сетей в рамках регионов
Устанавливается региональными органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации
Плата за снабженческо-сбытовые услуги
Отражает плату за оказание услуг региональных поставщиков газа за оказание услуг по поставке природного газа конечным потребителям
Устанавливается ФАС России для каждого регионального поставщика газа на каждый период регулирования
Также, внутри составляющих транспортировки газа и снабженческо-сбытовых услуг для промышленных потребителей существует дифференциация тарифов, определяемая в зависимости от величины годового потребления газа потребителями. Пример дифференциации тарифов оп транспортировке газа внутри тарифных групп представлен на примере Челябинской области в таблице 2. Как видно из примера тарифов на транспортировку,
Таблица 2. Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Челябинской области действующие с 01.07.2017г. ( Приказ ФСТ России №146-э/9).
Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (руб./1000 м3) по группам потребителей с объемом потребления газа (млн. м3/год)
от 100 до 500 включительно
от 10 до 100 включительно
от 1 до 10 включительно
от 0,1 до 1 включительно
от 0,01 до 0,1 включительно
до 0,01 включительно
На рисунке 2 представлена диаграмма региональных оптовых цен на газ действующих с 01.07.2017 года. Оптовые цены на газ приняты без учета стоимости калорийности. Также, в диаграмме не фигурирует стоимость составляющих транспортировки газа и посредническо-сбытовых услуг. Это связано с тем, что показатели посредническо-сбытовых услуг в среднем имеют одинаковую величину для всех регионов России. А тарифы по транспортировке газа в рамках одного региона для различных территорий могут иметь различные значения, это объясняется наличием в регионах нескольких газотранспортных организаций.
Рисунок 2. Диаграмма региональных тарифов на природный газ для промышленных потребителей действующих с 01 июля 2017 года (масштабы диаграммы изменены)
Как видно из диаграммы, в расчете участвуют 65 субъектов федерации из существующих 85. Это связано с тем, что, что в ряде регионов России отсутсвует Красноярский край, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Амурская область, Приморский край, Камчатский край и пр. Это связано с отсутствием централизованной газификации в данных регионах.
Величины тарифов на природный газ для разных регионов имеют существенные отличия. Отличия величин тарифов между некоторыми регионами может достигать 2-х кратного размера. Для примера, стоимость электроэнергии за тыс.м3 в Краснодарском крае составляет 4 634 руб./тыс.м3, а в Ямало-Ненецком автономном округе составляет 2 489 руб./тыс.м3.
Средняя стоимость природного газа по России за исследуемый период составила 4 204 руб./тыс.м3. При этом, в 28 регионах показатель стоимости природного газа наблюдается ниже среднего значения, в 37 регионах – выше среднего. Различия региональных тарифов на поставку газа отражает различия инвестиционного потенциала каждого региона.
Также, как видно из диаграммы региональных тарифов, стоимость газа имеет зависимость относитеьно территорий на которых расположены регионы. Для примера, самые дорогие тарифы на газ наблюдаются в Южном и Северо-Кавказском Федеральных округах. Самы дешевые тарифы на газ наблюдаются в Уральском и Сибирском Федеральных округах.
Построенная диаграмма тарифов на поставку газа для различных Федеральных оругов (риуснок 3) подчеркивает зависимость тарифо в от округов. Это связано с расстоянием Федеральных округов от источников добычи природного газа основная часть которых находится в ХМАО, ЯНАО и Тюменской области. Таким образом, из-за наибольшего расстояния транспортировки газа от Уральского Ферерального округа до центра, юга и кавказа России, тарифы Центрального и Сверо-Кавказского Федеральных округов являются самыми большими в России.
Рисунок 3. Тарифы на природный газ для промышленных потребителей в различных федеральных округах РФ действующзие с 01.07.2017г.
Приведем рейтинги регионов России с самой высокой и самой низкой стоимостью природного газа (таблицы 1 и 2). Также, в представленных таблицах произведено сравнение региональных тарифов со среднероссийским показателем.
Таблица 3. Топ – 10 регионов по самым низким тарифам природного газа в России действующих с 01.07.2017 года
Источник: http://www.up-pro.ru/library/strategy/planning/region-gaz.html
Тарифы для промышленных потребителей
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Федеральный закон от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (PDF, 240 КБ)
Постановление Правительства РФ от 05.02.1998 №162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» (PDF, 131 КБ)
Письмо ПАО «Газпром» от 14.08.2018 № 18/17/3-1583 «Об оптовых ценах на газ с 21 августа 2018 года» (PDF, 680 КБ)
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ НА ГАЗ
Цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Государственному регулированию подлежат:
На территории Российской Федерации государственное регулирование осуществляют:
На 2019 год ФАС России для потребителей Тульской области установлены следующие цены (тарифы) на газ, услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и снабженческо–сбытовые услуги:
Оптовые цены на газ,
реализуемый потребителям Тульской области (кроме населения),
действующие:
Категория потребителей
Оптовая цена на газ,
руб./1000 м³ (без НДС)
Промышленные потребители (за исключением потребителей, в отношении которых применяются принципы государственного регулирования, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 №333)
Потребители, в отношении которых применяются принципы государственного регулирования, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 №333
с 01 июля 2019 года
(приказы ФАС России от 13.05.2019 № 581/19, от 13.05.2019 № 583/19)
Категория потребителей
Оптовая цена на газ,
руб./1000 м³ (без НДС)
Промышленные потребители (за исключением потребителей, в отношении которых применяются принципы государственного регулирования, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 №333)
Потребители, в отношении которых применяются принципы государственного регулирования, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 №333
Дифференцированные по группам потребителей (кроме населения) тарифы на услуги
по транспортировке газа и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ)
на территории Тульской области (руб/1000 3 м, без НДС),
действующие:
с 1 января 2019 года
Наименование
оказываемой
услуги
Свыше 500 млн.м 3 /г.
От
100 до 500 млн.м 3 /г.
включит.
От
10 до 100 млн.м 3 /г.
включит.
От
1 до 10 млн.м 3 /г.
включит.
От
0,1 до 1 млн.м 3 /г.
включит.
От
0,01 до 0,1 млн.м 3 /г.
включит.
До
0,01 млн.м 3 /г.
включит.
Транспортировка газа по газораспределительным сетям
АО «Газпром газораспределение Тула»
(приказ ФСТ России от 31.10.2014 № 241-э/3)
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://www.mrgtula.ru/prom_potrebitel/tarifs/
Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 15 лет.