Содержание
6. Система налогового права
Налоговое право представляет собой систему последовательно расположенных и взаимоувязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого регулирования.
Нормы налогового права группируются в две части — Общую и Особенную.
Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов РФ, права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Общая часть налогового права представлена частью первой Налогового кодекса РФ, Законом РФ от 21 марта 1991 г. № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» и иными актами законодательства о налогах и сборах. В части первой Налогового кодекса РФ систематизированы общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Часть первая Налогового кодекса РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России.
Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее время продолжается процесс их кодификации, и они включаются во вторую (Особенную) часть Налогового кодекса РФ. Особенная часть налогового права представляет собой совокупность правовых норм части второй Налогового кодекса РФ, иных законов и подзаконных актов о налогах и сборах, регулирующих правовой режим налогообложения конкретными видами налогов.
7. Источники налогового права
Источники (формы) налогового права — это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения.
К источникам права, в том числе и налогового, принято относить различные нормативные правовые акты, содержащие соответствующие нормы права.
Источниками налогового права являются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов РФ о налогах и (или) сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах (сборах), подзаконные акты органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, международные договоры по вопросам налогообложения, постановления высших судебных органов РФ по вопросам судебной практики, Конституционного Суда РФ.

Система источников налогового права выглядит следующим образом:
1) Конституция РФ. Источниками налогового права являются положения Конституции РФ, как непосредственно содержащие налогово-правовые нормы, так и имеющие большое значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и введении налогов и сборов, формировании налоговой политики РФ, определяющие магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные основы налогообложения.
Так, действующая Конституция России устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Другими словами, данная норма Конституции подчеркивает законность установления налоговых платежей и их всеобщность. Кроме того, в Конституции РФ закреплены основополагающие нормы налогового права России: предмет ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ; правомочия органов местного самоуправления в области налогообложения; основы правового статуса налогоплательщика;
2) специальное налоговое законодательство, которое включает:
а) федеральное законодательство о налогах и сборах (Налоговый кодекс РФ; иные федеральные законы о налогах и сборах).
Налоговый кодекс РФ является основным законом в налоговом праве. В части первой Налогового кодекса РФ устанавливается система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Часть вторая Налогового кодекса РФ посвящена определению порядка введения и взимания конкретных налогов и сборов.
К федеральным законам о налогах и сборах относятся:
1) федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие Налогового кодекса РФ, действующие в настоящее время в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ;
2) федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
б) региональное законодательство о налогах и сборах (законы субъектов РФ; иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ);
Органы власти субъектов Федерации в соответствии с Конституцией РФ и п. 4 ст. 1 Налогового кодекса РФ вправе вводить (не вводить) на своей территории региональные налоги и сборы, установленные ст. 14 Налогового кодекса РФ, и регулировать отдельные элементы их юридических составов в пределах, определенных Налоговым кодексом РФ. Как следует из п. 4 ст. 1 Налогового кодекса РФ, законодательство субъектов Федерации о налогах и сборах характеризуется тремя важными признаками:
1) состоит не только из региональных законов, но и из иных нормативных актов (решений, постановлений и т.д.);
2) принимается только законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ (областной думой, законодательным собранием и т.п.);
3) принимается в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Правовые акты представительных органов местного самоуправления издаются в соответствии со ст. 8, 71, 72, 132 Конституции РФ, положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также на основании п. 5 ст. 1 Налогового кодекса РФ, говорящей о том, что местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, и что их также следует применять с учетом принципов налогового федерализма.
3) общее налоговое законодательство, включающая в себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия «законодательство о налогах и сборах» и содержащие нормы налогового права.
4) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и обложением сборами:
а) акты органов общей компетенции:
1) указы Президента РФ;
2) постановления Правительства РФ;
3) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;
4) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления;
б) акты органов специальной компетенции. К этой группе источников налогового права относятся ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Данные нормативные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
К ведомственным нормативным актам можно отнести инструкции Федеральной налоговой службы РФ; инструкции Министерства финансов РФ; совместные инструкции этих двух ведомств, а также акты других федеральных министерств и ведомств по вопросам налогообложения, содержащие налоговые нормы и издающиеся только по согласованию с Федеральной налоговой службой РФ и (или) Министерством финансов РФ;
5) решения Конституционного Суда РФ. К числу источников налогового права следует отнести постановления и определения Конституционного Суда РФ (ст. 125 Конституции РФ). Эти документы имеют чрезвычайно важное значение для становления и укрепления налоговой законности в России, обеспечения надежной защиты имущественных прав налогоплательщиков, законных интересов государства;
6) нормы международного права и международные договоры РФ.
В соответствии с общим конституционным принципом российского права о приоритете норм международного права и международных договоров РФ в международном договоре могут быть установлены: общие принципы взаимодействия договаривающихся сторон в сфере налогообложения; соглашения, направленные на избежание двойного налогообложения; общие налоговые соглашения, которые охватывают все вопросы налогообложения; ограниченные налоговые соглашения, охватывающие лишь отдельные вопросы в налоговой сфере; соглашения, в которых наряду с другими вопросами рассматриваются налоговые вопросы; налоговые соглашения, касающиеся индивидуальных лиц и хозяйствующих организаций.
Налоговый кодекс РФ установил, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 Налогового кодекса РФ).
К числу международно-правовых источников налогового права следует отнести:
1) общеполитические многосторонние акты, в которых содержатся общие принципы налогообложения;
2) двухсторонние или многосторонние политические договоры, содержащие правовые нормы о налогообложении;
3) собственно налоговые соглашения и конвенции;
4) договоры, соглашения и конвенции, заключенные СССР с другими странами, не утратившие юридическую силу.
Источник: http://studfile.net/preview/5712739/page:5/
Налоговое право РФ
I Понятие, предмет и методы налогового права
Налоговое право как под отрасль финансового права – это совокупность норм права, регулирующая правоотношения, возникающие в сфере налогообложения.
1) Отношения по установлению и введению налогов и сборов. Введение налогов и сборов – это решение того или иного публичного субъекта, либо МО о взимании у него на территории налогов и сборов.
2) Отношения по взиманию налогов и сборов. Возникают в процессе исполнения конституционной обязанности по уплате налогов и сборов между частными субъектами – налогоплательщиками и публичными субъектами. Носят имущественные характер.
3) Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля. Относятся к организационным отношениям. Так же отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действийбездействий их должностных лиц, т. к. они непосредственно связаны с осуществлением контрольных мероприятий.
4) Отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В НП преобладает императивный метод регулирования налоговых отношений: преобладают обязывающие нормы, детально регламентируется поведение участников налоговых правоотношений. Вместе с тем присутствуют и диспозитивные элементы: право использовать налоговые льготы, право действовать в налоговых отношениях лично или через представителя, предоставление рассрочки и отсрочки уплаты налога…
II Налоговые правоотношения
Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами НП общественные отношения, возникающие по поводу установления, введение и взимания налогов, осуществления налогового контроля, привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с налогообложением.
1) Возникают на основе прямых предписаний закона.
2) Одной из сторон правоотношений всегда выступает либо сам публичный субъект, либо действующий от его имени уполномоченный орган.
3) Властные правоотношения (ст. 2 НК).
4) Имеют в основном имущественный характер.
5) Направлены на образование государственных и муниципальных фондов денежных средств (являются публичными).
6) Обладают высокой степенью конфликтности.
Структура: субъекты, субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения. В соответствии со ст. 9 НК участниками налоговых правоотношений являются:
— налогоплательщики и плательщики сборов
III. Понятие и система источников налогового права
Источники налогового права – официально признаваемые юридические формы, в которых содержатся налогово-правовые нормы. Они составляют иерархическую систему:
1. Конституция РФ
2. Международные договоры РФ
3. НК, иные ФЗ, содержание нормы налогового права.
4. Подзаконные НПА о налогах и сборах.
5. Особое место занимают решения КС РФ.
Международный договор по вопросам налогообложения представляет собой договор между государствами или иными субъектами МП, устанавливающим взаимные права и обязанности в сфере международных налоговых отношений.
1. Соглашения об избежание двойного налогообложения: заключаются с целью урегулировании таких юридических ситуаций, когда у налогоплательщика возникает образность по уплате налогов одновременно в двух государствах.
2. Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства
IV. Законодательство о налогах и сборах
1. Федеральный уровень: НК и принятых в соответствии с ним ФЗ о налогах и сборах.
2. Региональный уровень: состоит из законов о налогах субъектов, принятых в соответствии с НК.
3. НПА МО: НПА МО, принимаемые представительными органами МО в соответствии с НК
V. Подзаконные НПА о налогах и сборах
В соответствии со ст. 4 НК правом принимать подзаконные НПА по вопросам налогообложения наделены:
1. На федеральном уровне: Правительство РФ, федеральные ОИВ, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенных платежей.
2. На региональном уровне: исполнительные органы субъекта федерации.
3. На местном уровень: исполнительные органы самоуправления.
1) Издание подзаконного акта должно быть прямо предусмотрено актом налогового законодательства.
2) НПА должны быть изданы в пределах компетенции соответствующего органа.
3) НПА не должны изменять или дополнять акты законодательства о налогах и сборах.
VI. Место судебной практике в системе источников НП
Особое место занимают акты КС РФ. Источником НП являются те постановления и определения КС, которые:
— вынесены по итогам проверки конституционности НПА или отдельных норм НП;
— дают толкование тех положений Конституции, которые имеют значение для уяснения смысла значения отдельных норм и институтов НП.
К источникам НП относятся судебные акты ВАС РФ и ВС РФ. Эти акты, вынесенные как в рамках рассмотрения конкретных дел, так и принятые по результатам изучения и обобщения судебной практики, являются не только актами толкования норм права, но и, зачастую, содержат вновь сформулированные правоположения, имеющие обязательный характер для нижестоящих судов и потенциальные истцов и ответчиков сторон судебного процесса.
Постановление № 1-П от 21 января 2010 г.
VII. Действие актов о налогах и сборах во времени
По общему правилу акты налогового законодательства вступают в силу:
1. В отношении налогов: не ранее, чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
2. В отношении сборов – не ранее, чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования. Исключение:
— для ФЗ, вносящих изменения в НК в части установления новых налогов иили сборов, а так же актов законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и НПА представительных органов МО, вводящих налоги иили сборы. Такие акты вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 месяца со дня их официального опубликования.
— акты законодательства, имеющие обратную силу могут вступать в силу со дня их официального опубликования.
Обратная сила актов налогового законодательства. П. 2 ст. 5 НК устанавливает, что акты налогового законодательства не имеют обратную силу, если она:
— устанавливают новые налоги иили сборы;
— повышают налоговые ставки, размеры сборов;
— устанавливают или отягчают ответственность за нарушение налогового законодательства;
— устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков.
Акты налогового законодательства, безусловно имеющие обратную силу:
— устраняют или смягчают ответственность;
Акты, которые устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков;
— акты налогового законодательства, которые отменяют налогисборы, снижают размеры ставок налоговсборов, устраняют обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение имеют обратную силу, если прямо предусматривают это.
Благоприятный для субъектов налогообложения характер акта должен быть понятен как субъектам, так и государственным органам, взымающим налоги.
IX. Действие налогового законодательства в пространстве и по кругу лиц
Субъектов налогового права можно разделить на 4 группы: публичные субъекты, уполномоченные ОГВ, организации, ФЛ.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
X. Общая характеристика принципов налогообложения
Принцип налогообложения – основополагающее базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства.
1. Общие принципы налогообложения (универсальные категории, действие которых проявляется во всех институтах НП).
2. Принципы налогообложения, регулирующие отдельные правовые институты.
Значение общих принципов:
1) Применяются как универсальные правовые категории на всей территории РФ
2) Используются при решении спорных вопросов налогообложения.
3) Обладают верховенством по отношению к иным нормам налогового права.
XI. Виды и содержание общи принципов налогообложения
1. Принцип законности (ст. 57 КРФ, п.1, 5 ст. 3 НК).
2. Принцип справедливости.
— принцип всеобщности: каждое лицо обязано участвовать в финансировании публичных затрат государства;
— принцип равенства: запрет на дискриминацию о какому-либо признаку;
— принцип соразмерности: означает определённые ограничения финансовых притязаний государства и включает требования пропорциональности (при установлении налогов учитывается фактическая возможность к уплате), экономическая обоснованность (п. 3 ст. 3 НК), допустимости (не допустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав).
3. Принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики (. 4 ст. 3 НК).
4. Принцип единства системы налогов и сборов (п. 5 ст.3, п. 6 ст. 12 НК РФ): предполагает наличие единого закрытого перечня федеральных, региональных и местных налогов, взимание которых допустимо на территории РФ.
5. Принцип определённости налогообложения (п. 6, 7 ст. 3):
— акты налогового законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.
— все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов налогового законодательства должны трактоваться в пользу налогоплательщика.
XII. Принцип добросовестности и не злоупотребления правом
Сформулирован в судебной практике. Правовое регулирование отношений, возникающих при уплате налогов, основывается на презумпции добросовестности налогоплательщика. Однако это презумпция может быть опровергнута в суде налоговым органом в случае злоупотребления правами в процессе уплаты налогов.
Судебная практика устанавливает оценку действий налогоплательщика как добросовестного или недобросовестного на основе обоснованности получения им налоговой выгоды. Понятие «налоговая выгода» введено в НП ПП ВАС РФ от 12.12.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды. Под ней понимается уменьшение размера налоговой обязанности, т. е. уплата налога в меньшем размере. Она может быть получена:
— уменьшением налоговой базы;
— получением налогового вычета;
— применением более низкой налоговой ставки;
— получением права на возврат (зачёт) или возмещения налога из бюджета.
Если право на получение налоговой выгоды документально обосновано, а в ходе осуществления налогового контроля не доказано, что сведения, содержащиеся в документах, представленных налогоплательщиком в налоговый орган, не полны, не достоверны, или противоречивы, резюмируется добросовестность налогоплательщика и обоснованность полученной им налоговой выгоды. Однако, налоговым органам предоставлено право опровергнуть предоставленную презумпцию в суде путём предоставления убедительных доказательств. Критерии признания налоговой выгоды не обоснованы:
1) Несоответствие экономического смысла сделки и её формы.
2) Отсутствие деловой цели сделки.
3) Невозможность реального осуществления операции.
4) Неосмотрительность в выборе контрагента.
Последствия недобросовестного поведения налогоплательщика – отказ в удовлетворении требований, связанных с получением налоговой выгоды.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9582 —

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источник: http://studopedia.ru/1_112275_nalogovoe-pravo-rf.html
Налогово право. Права и обязанности налогоплательщиков.

Налоговое право.
Налоговое право— отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, возникающие между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами.
Налоговое право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов.
Источники налогового права в РФ.
Конституция РФ. Статья 57.
- Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
- Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Налоговый кодекс РФ принят в 1998 году, вступил в силу с 1 января 1999г.
Федеральные законы:
- «Об основах налоговой системы в РФ», 1991 г.
- «О подоходном налоге с физических лиц», 1991 г.
- «О налоге на прибыль предприятий и организаций», 1991 г.
- «О налоге на добавленную стоимость», 1991 г. и др.
Принципы налогообложения в РФ
(по Налоговому кодексу РФ).
- Принцип всеобщности налогообложения — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
- Принцип равенства налогообложения — предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом.
- Принцип справедливости — учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства.
- Принцип соразмерности, или экономической сбалансированности, — учитывается сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства.
- Принцип отрицания обратной силы закона — законы, изменяющие размеры налоговых платежей, не распространяются на отношения, возникшие до их принятия.
- Принцип однократности налогообложения — один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения.
- Принцип льготности налогообложения — налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.
- Принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства — каждый из участников налоговых правоотношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.
- Принцип недискриминационности — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками.
- Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. Не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств.
- Принцип единства системы налогов и сборов.
Структура налоговых правоотношений.
Субъекты налоговых правоотношений (их участники).
- налогоплательщики (юридические и физические лица).
- налоговые агенты (организации — государственные налоговые инспекции и физические лица — налоговые представители).
- Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения.
- Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения.
- Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы.
Объекты налоговых правоотношений:
- недвижимое имущество;
- движимое имущество (материальные и нематериальные объекты).
Содержание налоговых правоотношений —субъективные права и субъективные обязанности их участников.
Права налогоплательщиков
(по Налоговому кодексу.)
- Получать в налоговых органах по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты;
- получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
- использовать налоговые льготы в установленном порядке при наличии оснований;
- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;
- обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
- требовать соблюдения налоговой тайны.
Обязанности налогоплательщиков (по Налоговому кодексу.)
- Уплачивать законно установленные налоги;
- встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
- представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
Обязанности налогоплательщиков по закону
«О бухгалтерском учёте», 1996 г.:
представлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью:
- об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);
- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее месяца со дня начала такого участия);
- обо всех обособленных подразделениях (филиалах и представительствах), созданных на территории Российской Федерации (не позднее месяца);
- об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации (не позднее трех дней со дня принятия такого решения);
- об изменении своего места нахождения или места жительства (не позднее десяти дней).
Обеспечение и защита прав налогоплательщиков.
В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право на обжалование:
- ненормативных актов налоговых органов;
- действий должностных лиц налоговых органов;
- бездействия должностных лиц налоговых органов. Например, могут быть обжалованы следующие ненормативные
- акты налоговых органов:
- решения о доначислении налога и пени;
- решения налогового органа об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;
- решения о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика;
- решения об аресте имущества налогоплательщика;
- акт о совершении лицом, не являющимся налогоплательщиком или налоговым агентом, нарушений законодательства о налогах и сборах; решения, принятые вышестоящими налоговыми органами по итогам рассмотрения жалоб.
Способы защиты прав налогоплательщиков.
- Обращение к Президенту— могут быть обжалованы любые действия (бездействия) контролирующих органов в финансовой сфере. В частности, решения Федеральной службы по экономическим и налоговым поступлениям, Федеральной службы по финансовым рынкам, функционирующей под руководством Правительства.
- Административный — обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие.
- Судебный— право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, на него возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности, или созданы препятствия для осуществления его прав и свобод (Конституционный Суд, прокуратура).
- Самозащита — налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц.
Из Уголовного кодекса РФ.
Предусмотрена ответственность гражданина за уклонение от уплаты налога (ст. 198) и организации за уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199).
Понятие налогового права (НП)
НАЛОГОВОЕ ПРАВО РОССИИ
Тема № 1. Введение в дисциплину. Основные положения.
План:
Понятие налогового права (НП)
Налоговое право РФ выступает в 3 – х аспектах: как отрасль отечественного права; как юридическая наука; как учебная дисциплина.
А) Налоговое право как отрасль отечественного права представляет собой совокупность правовых норм, взаимосвязанных между собой предметом и методом правового регулирования, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.
Б) НП РФ как наукапредставляет собой комплекс знаний, идей, представлений, научных гипотез, разработок и т.п. о НП. Наука НП нацелена на: комплексное исследование современных актуальных проблем; выявление позитивных и негативных аспектов системы правового регулирования налоговой сферы; разработку законодательных предложений по дальнейшему совершенствованию НП; построение прогнозов дальнейшего развития НП; выработку соответствующего понятийного аппарата; анализ судебной практики; изучение исторических аспектов отечественного и зарубежного НП.
В) НП как учебная дисциплина – это система соответствующих знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки для изучения в учебном заведении (т.е. учебная дисциплина нацелена на изучение основных аспектов данной правовой отрасли, с использованием соответствующих научных разработок, формулировок, конструкций и т.п.).
2. Предмет НП – совокупность общественных отношений, которые возникают (изменяются, прекращаются) в связи с реализацией (осуществлением) соответствующими субъектами налоговых прав и обязанностей, установленных законодателем. В настоящее время предмет НП включает в себя 4основные группы отношений:
· по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;
· по исчислению и уплате налогов и сборов;
· по налоговому контролю (в т.ч за соблюдением и исполнением налогового законодательства в широком понимании);
· по процедуре обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц, а также привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
3. Метод НП – совокупностьспособов, средств, приёмов, с помощью которых нормы НП регулируют общественные отношения, составляющие предмет НП.
Из теории права известно деление методов правового регулирования на императивные и диспозитивные. Поскольку НП относится к публичным правовым отраслям, то в основе правового регулирования налоговых отношений лежит императивный метод, а основным способом правового регулирования НП является способ «власти и подчинения». В то же время, в необходимых случаях, НП использует в процессе правового регулирования и диспозитивный метод.
4. Система НП – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой.
Система НП состоит из 2 частей – Общей и Особенной. Данные части состоят, в свою очередь, из соответствующих правовых институтов и подинститутов.
Институт представляет собой совокупность налоговых норм, регулирующих группу однородных и достаточно обособленных общественных отношений (к примеру, институт налоговой тайны).
Подинститут (как часть института НП) – совокупность налоговых норм, регулирующих подгруппу однородных и обособленных отношений в рамках института НП.
Общая ч. включает в себя: принципы НП; виды налогов и сборов; правовой статус субъектов налоговых правоотношений; основания возникновения (изменения, прекращения) данных правоотношений; порядок осуществления налоговой отчётности, налогового контроля; способы правовой защиты субъектов НП и др.
Особенная ч. включает в себя нормы, регламентирующие процедуру взимания конкретных видов налогов и сборов.
5. Функции НПРФ – основные направления данной отрасли, отражающие её сущность.
Теория права выделяет 2 основные функции права – регулятивную и охранительную.
Регулятивная функция (применительно к НПРФ) воздействует на субъектов соответствующих отношений путём определения их правового статуса (прав, обязанностей, меры ответственности и т.п.) и определяет алгоритм и динамику этих отношений.
Охранительная функция НП направлена на правовую защиту статуса субъектов НП (от различных противоправных проявлений), реализуемого в рамках соответствующих правоотношений.
6.Принципы НП – основополагающие начала, господствующие идеи, выраженные в форме налоговой правовой нормы, определяющие содержание отрасли в целом. Принципы указывают некий вектор развития системы правового регулирования налоговой сферы РФ (налогообложение, как известно, является одной из базовых государственных функций).
Анализ ст. 3.НК РФ позволяет назвать следующие принципы:
Принцип законности.
Как известно это общий принцип («принцип принципов»), который провозглашён в качестве своеобразного «постулата» для дальнейшего развития всей национально – правовой системы РФ. В РФ запрещается возлагать обязанность уплачивать соответствующие налоги, сборы, взносы, платежи, не предусмотренные российским законодателем.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8565 —


185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источник: http://studopedia.ru/14_133473_ponyatie-nalogovogo-prava-np.html
Налоговое право: Шпаргалка
В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Налоговое право».
Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.
Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину «Налоговое право» в высших и средних учебных заведениях.
Налоговое право. Шпаргалка
1. Понятие, предмет и метод налогового права (НП)
НП – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.
Три подхода по поводу природы НП, его места в правовой системе: 1. НП – правовой институт финансового права который обособленно от него рассматриваться не должен. 2. НП – самостоятельная отрасль права, с собственным предметом и методом, правовыми принципами, терминологией и другими атрибутами отрасли. 3. НП – подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.
Предмет НП – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые правоотношения подразделяются на имущественные, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме, и организационные (неимущественные). Первые являются основными, вторые – вспомогательными, обеспечивающими возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых отношений. Все налоговые отношения прямо или косвенно связаны с имуществом, материальными благами, экономической выгодой, то есть с приращением собственности.
Метод НП – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения.
Признаки метода НП:
1. Приоритет публичных интересов над частными. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. НП имеет фискальный характер, его главная цель – в обеспечении государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер.
2. Преобладание обязывающих и запрещающих норм. Налоги и сборы уплачиваются не вследствие инициативы плательщика, не в порядке кредитования или благотворительного взноса, а в силу конституционно-правовой обязанности. Поэтому большинство налоговых норм являются обязывающими либо запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют.
3. Императивность. Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения.
4. Обязательное участие компетентных представителей государства. Налоговые правоотношения носят вертикальный характер, характеризуются субординацией сторон.
5. Сочетание разрешительного и общедозволительного правового регулирования. Разрешительный тип регулирования характеризуется формулой «запрещено все, что прямо не разрешено законом» и применяется к государственно-властным субъектам, общедозволительный – «разрешено все, что прямо не запрещено законом» и применяется к частным лицам.
2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательства
Норма налогового права – это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера, регулирующее властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Специальные признаки налоговых норм: 1) они регулируют общественные отношения в сфере налогообложения; 2) в большинстве своем имеют императивный характер, определяют рамки дозволенного и должного поведения субъектов налогового права. Участники налогово-правовых отношений не могут самостоятельно изменять (дополнять, конкретизировать) предписания налоговых норм; 3) в содержании налоговых норм преобладают позитивные обязывания и запреты; 4) санкции налоговых норм носят имущественный характер.
Акты налогового законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, а также региональные и муниципальные нормативные акты, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования, причем требуется одновременное соблюдение обоих условий. При этом решающим является условие, наступающее позднее по времени.
Иные акты, вносящие изменения и дополнения в действующее налоговое законодательство, вступают в силу: в отношении налогов – не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; в отношении сборов – не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции РФ). Три варианта обратной силы актов налогового законодательства согласно НК:
1) акты, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение участников налоговых отношений, обратной силы не имеют:
2) акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу;
3) акты, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
3. Источники налогового права
Источники налогового права – это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Источники налогового права включают нормативно-правовые акты, международные договоры.
Конституция РФ закрепляет обязанность уплаты каждым лицом законно установленных налогов и сборов, а также предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57). Конституция РФ разграничивает налоговые полномочия между РФ, ее субъектами и местным самоуправлением, содержит важные положения, связанные с налоговым правотворчеством. Конституция РФ создает правовые предпосылки для дальнейшего налогово-правового регулирования, определяемого конституционными и правовыми основами государства.
Налоговое законодательство включает три уровня правового регулирования – федеральный, региональный и местный. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ принятых в соответствии с НК. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах включают решения и иные акты представительных органов местного самоуправления, принимаемые в соответствии с НК.
Налоговый кодекс – важнейший источник налогового права, обладает внутренней согласованностью, сложной структурой, большим объемом, высоким уровнем нормативных обобщений.
Подзаконные нормативные акты. Налоговые реформы направлены на ограничение и постепенное вытеснение ведомственного нормотворчества из сферы налогообложения. Федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти в предусмотренных налоговым законодательством случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять налоговое законодательство. Налоговые и таможенные органы согласно п. 2 ст. 4 НК не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Международные договоры включают налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения и международные договоры о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. Если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные актами налогового законодательства, то применяются правила и нормы международных договоров (ст. 7 НК).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://dom-knig.com/read_158546-1

Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 15 лет.