Налоговые риски для покупателя зарубежной компании, которой ранее был предоставлен займ

Сегодня рассмотрим тему: "Налоговые риски для покупателя зарубежной компании, которой ранее был предоставлен займ". На сайте собраны и структурированы материалы ведущих изданий. Если появились вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту на сайте.

Налоговые риски для покупателя зарубежной компании, которой ранее был предоставлен займ

Добрый день. Помогите разобраться в сложившейся ситуации.

Заранее спасибо за помощь

В 2011-2015гг. «Фирма1» предоставила латвийской компании «Фирма2» 4 займа для создания в Латвии производства битумных эмульсий для дорожного строительства. Все эти годы «Фирма2» убыточная, перспектив не просматривается. Для Фирмы2 это означает, что возврат займов Фирме1 в ближайшие годы не возможен.

Фирма2 создана двумя участниками. Один из них гражданин Латвийской республики, другой – гражданин Российской Федерации, являющийся генеральным директором Фирмы1.

Сейчас Фирма1 приняла решение выкупить Фирму2 за сумму долга по займам без процентов с внесением этой суммы в уставный капитал Фирмы2.

В связи с этим, появились вопросы:

1. Должен ли договор купли-продажи оформляться с самой Фирмой2 или с участниками этой компании на 100%-ный выкуп долей участников.

2. Нет ли при этой сделке нарушений валютного законодательства.

3. Является ли эта сделка сделкой с заинтересованностью.

4. Есть ли какие-либо налоговые риски для Фирмы1 как покупателя зарубежной компании.

5. Что делать с неполученными процентами по этим договорам. Налог на прибыль 20% «Фирма1» заплатит. Нужно ли эти проценты как то списывать, или достаточно сделать расчета для отчета по налогу на прибыль?

Источник: http://pravoved.ru/question/2055498/

Налоговые риски для покупателя зарубежной компании, которой ранее был предоставлен займ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Одно юридическое лицо планирует выдать займ другому юридическому лицу под 1% годовых. Стороны применяют общий режим и/или УСН. Займы предоставляются в рублях. Юридические лица являются резидентами РФ.
Какие налоговые риски возникают в том случае, если процентная ставка по договору займа будет выше или ниже ставки рефинансирования в случаях, когда юридические лица не являются взаимозависимыми лицами, и в случаях взаимозависимости юридических лиц?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При превышении суммы сделок (доходов по сделкам) всех видов между взаимозависимыми организациями за календарный год суммового критерия в 1 млрд. руб. и при невыполнении условий, установленных пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, договор займа признается контролируемой сделкой. В таком случае стороны вправе признать доходом (расходом) процент по такому договору исходя из ставки в пределах интервалов значений, указанных в п. 1.2 ст. 269 НК РФ.
Если договоры займа не являются контролируемыми сделками (включая договоры с невзаимозависимыми лицами), стороны вправе учитывать доходы и расходы по такой сделке исходя из фактически определенной договором процентной ставки. В этом случае мы не видим налоговых рисков.

Обоснование вывода:
По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (п. 1 ст. 807 ГК РФ).
Ставка по договору займа может быть установлена сторонами договора займа в любом размере (п. 2 ст. 1, ст. 421, п. 1 ст. 809 ГК РФ).
Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения определены ст. 269 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Из п. 1 ст. 269 НК РФ следует, что если договор займа не отвечает признакам контролируемой сделки, доход (расход) в виде процентов по такому договору признается исходя из фактической процентной ставки, иначе говоря, из ставки, которая предусмотрена договором, без каких-либо ограничений.
В то же время если договор займа является контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе признать доходом (расходом) процент по такому договору исходя из ставки в пределах интервалов значений, указанных в п. 1.2 ст. 269 НК РФ (п. 1.1 ст. 269 НК РФ, письма Минфина России от 19.09.2018 N 03-03-06/1/67126, от 06.04.2015 N 03-01-18/19113)*(1).

Договор займа с взаимозависимым лицом

Договор займа с невзаимозависимым лицом

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В письме Минфина России от 30.09.2015 N 03-03-06/2/55797 сказано, что особенности учета процентов по долговым обязательствам по сделкам между взаимосвязанными лицами в случае, если такие сделки не признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ, в ст. 269 НК РФ не предусмотрены (здесь же пояснено, что для целей главы 25 НК РФ доходы налогоплательщика в виде процентов, полученных по долговым обязательствам по сделкам, заключенным между взаимозависимыми лицами, в случае отсутствия у таких сделок в соответствии с НК РФ признаков отнесения к контролируемым определяются исходя из фактической ставки и учитываются на основании п. 6 ст. 250 НК РФ в составе внереализационных доходов). Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 10.06.2016 N 03-03-06/1/34200.
*(2) Так, например, в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ одним из оснований признания сделки контролируемой является то обстоятельство, что одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций.

Источник: http://www.garant.ru/consult/nalog/1286664/

Заключение договоров и налоговые риски: о чем нельзя забывать

В основе договорных отношений налогоплательщиков лежат два стратегически важных вопроса: насколько содержание договора совпадает с его формой и осуществляется ли на практике все то, что предусмотрено договором? В идеале форма и содержание договора должны совпадать, а все написанное в договоре исполняться. Но есть и другие важные детали.

Читайте так же:  Как лишить отца родительских прав

Общие требования к взаимодействию по любой форме договора

Главная проблема, с которой сталкивается налогоплательщик в рамках договорных отношений, — это подтверждение обоснованности налоговой выгоды. Ведь согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 налоговая выгода может быть признана необоснованной. В частности, это может произойти в случаях, когда для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом (форма сделки должна соответствовать содержанию) или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 факт нарушения контрагентом налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. То есть налоговые проблемы контрагента не являются проблемами налогоплательщика. Но есть два исключения:

  • Если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
  • Если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Письмо ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/[email protected] обозначило важную проблему — формальный характер сбора налоговыми органами доказательной базы в целях подтверждения фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды: «Налоговые органы, не оспаривая реальность осуществления хозяйственной операции с контрагентом, подтвержденной первичными документами, ограничиваются выводами о недостоверности таких документов, основанными только на допросах руководителей контрагентов, заявивших о своей непричастности к деятельности организаций, или на результатах почерковедческих экспертиз».

Впервые письмо ФНС обозначило, что налоговым органам особое внимание необходимо уделять оценке достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента. В письме ФНС подробно описано, как это должно происходить на практике.

Анализируя действия налогоплательщика, налоговая:

– оценивает обоснованность выбора контрагента;

– проверяет, отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов;

– выясняет, каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность, деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта;

– смотрит, заключались ли налогоплательщиком сделки преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств.

Что может насторожить налоговые органы:

  • отсутствие личных контактов руководства компании-поставщика (подрядчика) и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, производственных, торговых площадей;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров или других лиц, сайта контрагента). При этом принимается во внимание наличие доступной информации о других участниках рынка идентичных товаров, в том числе предлагающих свои товары по более низким ценам;
  • отсутствие у налогоплательщика информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • отсутствие у налогоплательщика информации о наличии у контрагента необходимой лицензии, если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности.

Какие документы запрашивает налоговая у налогоплательщика:

  • документы и информацию относительно действий налогоплательщика при осуществлении выбора контрагента;
  • документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента;
  • источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
  • результаты мониторинга рынка соответствующих товаров, изучения и оценки потенциальных контрагентов;
  • документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
  • деловую переписку.

Наличие у налогоплательщика перечисленных документов в значительной степени снижает риски возникновения претензий со стороны налоговых органов. Проблемы могут возникнуть в том случае, когда у налогоплательщика отсутствует выверенная система проверки контрагента, системный подход.

Документальное обоснование выбора контрагента

В случае налоговой проверки придется доказать, что в компании установлен порядок взаимодействия с контрагентом. Для этого нужно разработать специальный документ — это может быть «Положение о проведении мероприятий по проявлению должной осмотрительности и осторожности».

В документе следует описать, как вы вступаете в первичный контакт с контрагентами, какие действия для этого совершаете, как они грейдируются в зависимости от размера и важности контрагента. Особое внимание уделите действиям по мониторингу контрагентов после заключения сделки и выполнения условий.

Из документа может следовать, что контрагенты делятся на несколько групп в зависимости от их важности — критериями могут быть объем закупок, важность для реализации проектов и др. Главное, чтобы объем мероприятий по выяснению надежности и добросовестности контрагента зависел от масштабности сделки.

Для тех, кто входит в первую группу, может быть предусмотрен минимальный список мероприятий. А для третьей группы, наоборот, максимальный. Групп может быть и больше.

Далее в документе уместно описать наборы контрольных мероприятий для каждой группы. Здесь нужно исходить из принципа: чем больше предполагаемых взаимодействий с контрагентом, тем выше потенциальный налоговый риск и тем больше контрольных мероприятий вы должны осуществлять. Поэтому помимо стандартных проверочных действий можно описывать и специфические мероприятия, принятые в компании.

Важная часть положения — требования и обязательства по мониторингу контрагента после заключения сделки.

Цель документа — фиксация правил, в которых раскрывается, как вы проявляете должную осмотрительность. Для налоговиков важно усердие компаний в этом вопросе.

Неважно, какой контракт вы заключаете, важно — с кем именно вы его заключаете. Взаимоотношения с контрагентами влекут ряд других налоговых аспектов, которые уже не связаны с добросовестностью поставщика. Если есть контракт, значит, он влияет на налоговые обязательства налогоплательщиков.

Читайте так же:  Использование материнского капитала как можно потратить

Когда между двумя организациями сделки осуществляются не по рыночным ценам, возникают две проблемы:

  1. если это взаимозависимые лица и сделки признаются контролируемыми, необходимо пересчитать налоговые обязательства исходя из рыночных цен;
  2. для не взаимозависимых лиц с контролируемыми сделками или для взаимозависимых без контролируемых сделок все равно остается риск: если в результате манипулирования ценами происходит снижение налоговых обязательств, то возникает необоснованная налоговая выгода.

Документирование договорных отношений

Проблем не возникнет, если реальные отношения с контрагентом выражены заключенными договорами, а бизнес-процессы фактически задокументированы. Например, в договоре о поставке описывается взаимодействие между покупателем и поставщиком. В зависимости от поставляемого товара видно, что в рамках договора оформляются заявки на отгрузку товара, утверждается транспортный тариф и многое другое, что свидетельствует о реальном бизнес-процессе.

Таким образом, если в договоре описаны фактические отношения, то обязательно остаются «следы» в виде накладных, договоров, актов и других доказательств реальной деятельности.

В данном случае работает правило: чем больше доказательств того, что предусмотренный в договоре порядок взаимодействия реализовывался, тем больше оснований утверждать, что сделка действительно была.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых сделок.

К таким документам предъявляются конкретные требования:

  • наименование;
  • дата составления;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, либо наименование должности лица, ответственного за оформление свершившегося события;
  • подписи лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Законодательные нововведения

Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ ввел новые статьи, связанные с налоговыми выгодами. В частности, в нем говорится о том, что не допускается уменьшение налоговой базы или суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. По имевшим место сделкам налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и сумму подлежащего уплате налога при соблюдении одновременно следующих условий:

  • основной целью совершения сделки не являются неуплата (неполная уплата) и зачет (возврат) суммы налога;
  • обязательство по сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

В данном случае прямо говорится о том, что налогоплательщик должен внимательно смотреть за фактами хозяйственной жизни. И если эти факты выдуманные, то никакого уменьшения налоговой базы не будет. Кроме того, необходимо понимать, что сделка должна быть совершена с лицом, которое может являться стороной договора, то есть необходимо подтверждение полномочий того, с кем заключается сделка.

Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ указывает также и на другой важный аспект: не могут рассматриваться неправомерным в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога:

  • подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;
  • нарушение контрагентом законодательства о налогах и сборах;
  • наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок.

Еще один новый документ, на который стоит обратить внимание, — это совместный документ ФНС и Следственного комитета России «Методические рекомендации Следственного комитета России «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)» (Письмо ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/[email protected]). В нем приводится перечень вопросов, которые проверяющие из ФНС должны задавать руководителю: кто несет ответственность за количество и качество поставляемых товарно-материальных ценностей, услуг, работ; кто принимает первичные документы от поставщика и подписывается
в документе; где происходит принятие товаров по документу; кто в обязательном порядке должен присутствовать при принятии товаров. Ответы на все эти вопросы должны содержаться в договоре.

Источник: http://kontur.ru/articles/4984

Налоговые риски льготных условий займов

Авторы: Петр Попов , ведущий юрист компании «Пепеляев Групп»

Светлана Деньга , юрист компании «Пепеляев Групп»

При выдаче займа на льготных условиях (например, между материнской и дочерней компаниями) могут возникнуть налоговые риски. В некоторых случаях данные операции подпадают под налоговые ограничения трансфертного ценообразования. И даже если доля участия одной компании в другой менее 25 процентов, существует вероятность налоговых претензий.

В деловой практике распрост­ранена выдача займов между взаимозависимыми лицами, например, основным (материнским) и дочерним хозяйственными обществами, любое из которых может выступать как заемщиком, так и заимодавцем. Зачастую такие займы выдавались в прежние годы без процентов или под льготные проценты. Ранее существовал подход, что цена операции займа — размер процентов — не подлежит проверке в налоговых целях, так как проверить можно было только цену продажи товара, выполнения работы или оказания услуги(ст. 40 НК РФ), а исполнение договора займа ничем из перечисленного не является. Однако с 2012 года действуют новые пра­вила обоснования цен(разд. V.1 НК РФ). В связи с этим необходимо определиться, можно ли продолжать такую практику или с ней теперь связаны ве­сомые налоговые риски.

Какие займы могут быть проверены

В законе предусмотрен перечень оснований признания лиц взаимозависимыми. Например, вза­и­мо­зависимыми являются две организации, если доля участия одной из них в другой (прямого или косвенного) составляет более 25 процентов.

Вместе с тем данный перечень не является исчерпывающим: лица могут быть признаны взаимозависимыми, если «особенности отношений» между ними могут оказывать влияние на условия сделок, совершаемых ими, и (или) результаты операций (деятельности) этих лиц или представляемых ими лиц(пп. 1, 7 ст. 105.1 НК РФ). Даже если количественный признак не соблюден (участие есть, но менее 25%, и т. п.), нельзя исключить, что налоговое ведомство все равно будет доказывать взаимозависимость по общему признаку влияния.

Читайте так же:  В каком случае ребенка могут оставить с отцом при разводе

Приравниваются к операциям с взаимозависимыми лицами операции с офшорными корпоративными образованиями(подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ; приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н).

По общему правилу если сделка между взаимозависимыми лицами совершается на условиях, отличных от тех, которые в сравнимых обстоятельствах согласовали бы самостоятельные стороны, то взаимозависимая сторона в налоговых целях обязана учесть доход, который получила бы самостоятельная сторона(п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Правила определения цен в целях налогообложения, действующие с 2012 года, прямо предусматривают возможность проверки цен договоров займа(п. 11 ст. 105.5 НК РФ).

Предоставление займа взаимозависимому лицу без процентов может считаться отклонением от условий сделок самостоятельных сторон в сравнимых обстоятельствах(письма Минфина России от 02.10.2013 № 03-01-18/40821, от 13.08.2013 № 03-01-18/32745), потому как в обычных условиях между самостоятельными сторонами беспроцентные зай­мы не предоставляются.

Льготная ставка процентов, установленная ниже наименьшего предельного значения рыночных процентов, также может считаться отклонением от условий сделок самостоятельных сторон.

Вместе с тем закон ограничивает полномочия налоговых инспекторов обязанностью проверять цены установленными пороговыми значениями суммы цен сделок за соответствующий календарный год между взаимозависимыми лицами.

Для операций между российскими лицами величина порогового значения составляет 1 млрд руб­лей за 2014 год(подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). За 2013 год значение этого показателя составило 2 млрд рублей, за 2012 год — 3 млрд руб­лей(ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ (далее — Закон № 227-ФЗ)).

Для операций с участием иностранного лица предельное значение за 2013 год составляло 80 млн рублей, за 2012 год — 100 млн руб­лей(ч. 7 ст. 4 Закона № 227-ФЗ). Отметим, что с 2014 года суммовой порог для сделок с иностранными взаимозависимыми лицами не установлен, а для офшорных контрагентов, не являющихся взаимозависимыми лицами, составляет 60 млн рублей(п. 7 ст. 105.14 НК РФ). Хотя возможно, что дальше в рамках политики деофшоризации будет наоборот: для офшорных контрагентов порог будет снижен до нуля, для остальных иностранных контрагентов установлен на уровне 60 млн рублей.

Ценой займа являются проценты, подлежащие уплате по договору(письмо Минфина России от 23.05.2012 № 03-01-18/4-67).

Для проверки превышения суммовых порогов нужно сложить всю совокупность операций между двумя взаимозависимыми лицами, доходы и расходы по которым подлежат признанию в налоговом учете за соответствующий год(п. 9 ст. 105.14 НК РФ). Учитывать нужно все операции независимо от их вида. То есть не только займы, но и все иные операции с данным контр­агентом, если они совершались.

Вместе с тем инспекторы для проверки превышения суммовых порогов имеют право складывать не договорные цены операций, а рыночные(п. 9 ст. 105.14 НК РФ). Это означает, что компаниям также нужно руководствоваться хотя бы ориентировочным уровнем рыночных цен, чтобы определить, превышены ли пороги. Стороны не могут, например, совершив операции между собой на 1,9 млрд рублей к ноябрю 2013 года, в декабре 2013 года отразить цены операций от 0 до 1 рубля и говорить, что суммовые пороги не превышены.
Если сумма цен сделок между заемщиком и заимодавцем за календарный год, включая займы (т. е. проценты по займам), но не ограничиваясь ими, не превышает порога, то инспекторы не вправе использовать рыночную ставку процентов.

Исключением из правил является прямо предусмотренное законом освобождение от обоснования цен, если взаимозависимые лица находятся в одном регионе, не имеют обособленных подразделений в других регионах, уплачивают налог на прибыль полностью в один и тот же региональный бюджет и не применяют льготное налогообложение, а также не имеют убытков в налоговых целях(подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ). Это так называемые простые пары. «Простые пары» и при превышении порогов не должны обосновывать цены, ведь корректировка не будет иметь смысла, потому как стороны все равно уплатят в совокупности одинаковые налоги в одни и те же бюджеты.

Вместе с тем следует суммировать сделки с несколькими контр­агентами, когда товарно-денежный поток искусственно расщеплен на несколько параллельных, чтобы удержать суммы сделок с одним лицом ниже установленных порогов и избежать обязанностей обоснования цен. При таких обстоятельствах проверяющие все равно вправе требовать соединения сумм сделок(п. 10 ст. 105.14 НК РФ).
Кроме того, Минфин России разъяснил, что инспекторы вправе доначислять налоги, если сделки хотя и не превышают пороги, но имеется явное искажение цен и иных условий сделок, указывающее на намерение получить искусственную налоговую выгоду(письмо Минфина России от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149).

Однако мы полагаем, что займы без процентов или под льготные проценты вряд ли могут быть способом намеренного занижения налогов сторонами. Речь идет не более чем о перераспределении финансовой и налоговой нагрузки, которое пресекается при условии, что превышены указанные выше суммовые пороги.

Какие старые займы могут быть проверены, а какие нет

Новые правила обоснования цен не применяются к заключенным до 2012 года сделкам по предоставлению займа, доходы и (или) расходы по которым признаются в налоговом учете после начала указанной даты(ч. 5.1 ст. 4 Закона № 227-ФЗ). Исключением являются сделки, условия которых были изменены после начала 2012 года.

Общий смысл данного правила — освобождение от обоснования цен в отношении старых займов. Вместе с тем не вполне очевидно, какие именно старые займы будут освобождены от обоснования цен, а какие нет. Что понимать под понятием «изменение условий»?

Буквальное толкование таково: если сделка изменена, то новые пра­вила обоснования цен при­ме­няются к ней без ограничений с начала 2012 года, даже если из­мене­ние внесено, например, в 2016 году.

Читайте так же:  Какие документы нужны для покупки квартиры

Может ли результат определенных действий иметь какие-либо последствия для периодов до совершения таких действий? С одной стороны, да. Например, если порог признания совокупности сделок контролируемыми превышен лишь в конце года, то все цены соответствующих операций этого года (с самого начала года) нужно обосновывать. Между тем сумму операций за год можно хоть как-то предвидеть заранее, а можно ли это сказать об изменении договора займа, тем более через много лет?

Таким образом, толковать изложенное правило нужно так, чтобы стороны имели возможность соблюсти его для обоснования цен.
По нашему мнению, при изменении договора займа обязанность обосновывать цену должна наступать лишь после произошедшего изменения. Отметим, что дого­вор зай­ма считается заключенным после получения денежных средств(п. 1 ст. 807 ГК РФ).

Таким образом, если договор подписан до 2012 года, но заем получен после начала 2012 года, то изложенное выше исключение не применяется. С другой стороны, увеличение суммы займа считается состоявшимся не после подписания договора, а после получения увеличенной суммы. Поэтому если после начала 2012 года получены суммы, не указанные в первоначальном договоре, то договор считается измененным.

Изменением договора займа следует считать и продление его срока, поскольку без такого продления нужно было бы возвратить заем, а к новому займу с начала 2012 года уже применялись бы новые правила обоснования цен.

Что делать, если проверка все-таки происходит

Если сумма цен сделок между соответствующими взаимозависимыми лицами превысит порог, то налог подлежит исчислению с рыночной цены (ставки займа).

Не может быть ценовым ориен­тиром для сделки с взаимозависимым лицом, причем ни для компаний, ни для инспекторов, сделка на­логоплательщика с другим взаимозависимым лицом или прирав­ни­ваемая к ней, даже если сопоставимы параметры операций, — необходимы сдел­ки с самостоятельной стороной(п. 1 ст. 105.3, п. 6 ст. 105.6 НК РФ).

Заимодавцу может быть вменен доход исходя из ставки, соответствующей рынку.

При исчислении налога с вмененного дохода в виде процентов, которые могли быть получены, учитывая принцип зеркальности расходов с доходами, ориентиром могут быть положения Налогового кодекса о процентах, учитываемых в качестве расходов(п. 11 ст. 105.5 НК РФ). Однако эти положения действуют только до 2015 года, после чего будут распространяться лишь общие ограничения трансфертного ценообразования.

Вместе с тем нельзя вменить не подлежавшие уплате проценты как доход заемщику(пост. Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 № 3009/04; письмо Минфина России от 14.03.2007 № 03-02-07/2-44). Риск возникает только у заимодавца (кредитора). Российская организация, являющаяся заемщиком, сможет уменьшить свои налоги соразмерно рыночным процентам, увеличившим налоги заимодавца, через симметричные корректировки(ст. 105.18 НК РФ).

Учитывая применимость симметричных корректировок, налоговые риски выдачи беспроцентных или льготных займов можно оценить как средние.

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a68/797935.html

Налогообложение займов между юридическими лицами

В современном бизнесе часто случаются ситуации, когда одно юридическое лицо вынуждено взять займ у другого юридического лица.

Это могут быть:

  • обычный займ направленный на развитие предприятия или оплату задолженности по поставкам необходимых товаров;
  • помощь от главного предприятия дочерним компаниям;
  • взаимопомощь, оказываемая предприятиями друг другу в рамках одного холдинга и так далее.

В Гражданском Кодексе Российской Федерации четко сказано, что организации могут выдавать друг другу беспроцентные или процентные займы. Причем четких ограничений в выдаче определенного вида займа в законодательстве нет.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Любой займ выдается на оговоренных компаниями условиях, которые закрепляются в основополагающем документе, которым является договор займа между юридическими лицами.

Уплата налогов

Каждая операция организации, как юридического лица, подлежит налогообложению в соответствии с определенными статьями Налогового Кодекса Российской Федерации.

Рассмотрим более подробно, какие налоговые последствия могут наступить для заемщика и займодавца, если в качестве каждой группы выступают непосредственно юридические лица.

При беспроцентном займе

Все отношения между заемщиком и займодавцем регламентируются главой 42 ГК РФ.

Итак, первая ситуация связана с получением одним юридическим лицом беспроцентного займа от другого юридического лица.

Налога на прибыль не возникает ни у заемщика, ни у займодавца. В соответствии с НК РФ к прибыли предприятия относятся суммы, полученные от реализации продукции (реализационные доходы) или доходы от иных видов деятельности, например, от продажи ценных бумаг (внереализационные доходы).

Займ не относится ни к одному способу получения дохода, поэтому и налогом на прибыль компания – заемщик не облагается. Займодавец (если выдает беспроцентный займ) так же не получает никаких доходов, поэтому налога на прибыль нет и у него.

Поскольку в большинстве случаев договор займа, заключающийся между юрлицами, подразумевает исключительно передачу денежных средств, а не каких-либо изделий, то и налога на добавленную стоимость нет ни у одной из сторон договора.

До последнего времени существовали споры по необходимости оплаты налога начисленного на сумму материальной выгоды, получаемую заемщиком в виде экономии на невыплаченных процентах.

В настоящее время законодательно доказано, что никакой материальной выгоды заемщик не получает, а следовательно и выплачивать налог не требуется.

Таким образом, беспроцентный займ между юридическими лицами не вызывает никаких налоговых последствий.

С процентами

Вторая ситуация связана с выдачей одним юридическим лицом процентного займа другому юридическому лицу.

Предприятие – заемщик не обязано уплачивать ни налог на прибыль (по оговоренным ранее мотивам), ни налог на добавленную стоимость (если заемщик получает займ деньгами).

Организация – займодавец, выдавая процентный займ, в итоге получает прибыль, которая образуется в виде процентов.

Читайте так же:  Как оформить брак с египтянином документы, хитросплетения, «подводные камни»

Такой доход относится к категории внереализационных доходов и в обязательном порядке увеличивает налогооблагаемую базу по которой выплачивается налог на прибыль.

То есть займодавец выплачивает налог на прибыль с сумм, которые получены в виде процентов за предоставление заемных средств. Налога на добавленную стоимость (в случае выдачи займа денежными средствами) нет.

Организация – заемщик должна учитывать проценты, выплаченные по договору займа в составе внереализационных расходов, тем самым, уменьшая свою налогооблагаемую базу на эту сумму.

Если любой вид займа выдается не денежными средствами, а определенными предметами и именно это указано в договоре займа, то в этом случае компании должны оплачивать налог на добавленную стоимость, исходя их ставки, действующей в регионе нахождения предприятий.

Налоговые последствия займа от иностранной компании

Абсолютно иным случаем считается получение займа от иностранной компании. По статье 309 НК РФ доходы, полученные от иностранных организаций, подлежат налогообложению, в частности налогу на прибыль.

Однако в современной практике получается, что налог на прибыль приобретает двойственную форму. Во избежание этого со многими государствами приняты соглашения, позволяющие избежать двойного налогообложения.

Если российское предприятие, являющееся заемщиком, получает деньги от иностранной компании, с государством которой заключено соглашение, то от налога на прибыль, полученную в результате получения займа, российская компания освобождается.

Сложная ситуация складывается с учетом процентов, выплаченных иностранной компании по договору займа между юридическими лицами с процентами.

Считается, что сумма процентов относится к внереализационным расходам и уменьшает сумму, облагаемую налогом на прибыль на эту величину.

В случае уплаты процентов иностранным компаниям в силу вступают следующие правила:

  • процентные суммы не должны сильно отклоняться от среднестатистических по России;
  • максимальная величина процентных ставок, уменьшающих налогооблагаемую базу не должна быть больше действующей ставки рефинансирования предварительно увеличенной на 1,1 (если проценты выплачиваются в рублях) или 15% от суммы займа (если проценты выплачиваются в иностранной валюте).

Компании, предоставляющие займы безработным с плохой кредитной историей, есть в таблице.

Действия при невозврате долга

По истечении срока действия договора займа одно юридическое лицо, которое выступает в роли займодавца, может потребовать от другого юридического лица, выступающего в роли заемщика полного погашения существующей задолженности (если иное не предусмотрено ранее в договоре займа).

Для этого организации – займодавцу надо направить на адрес организации – заемщика (указанный в договоре) письменное уведомление с соответствующим требованием. После получения уведомления заемщик обязан вернуть займодавцу указанную сумму в течение 30 суток.

Если сумма займа не возвращена или возвращена не в полном объеме, то займодавец может подать на заемщика судебный иск, содержащий требование вернуть всю сумму полученного ранее займа.

Следует помнить, что для подачи исковых требований существует определенный срок, именуемым сроком исковой давности. В настоящее время срок исковой давности по договорам займа составляет 3 года.

Например, договор займа заключен сроком на 4 года. У заемщика образуется возможность погасить заем в указанное время или в течение 3 лет после наступления даты окончания договора.

Если заемщик в течение указанного времени не возвращает полную сумму займа или возвращает только часть займа, то оставшуюся сумму он обязан включить в состав доходов и соответственно выплатить с этой суммы налог на прибыль.

Существует несколько способов, способных избежать включения суммы займа в налогооблагаемую базу:

  • при заключении договора займа (особенно это касается беспроцентных займов) указать заведомо наибольший срок возврата заемных средств. Но делать это надо в пределах разумного. Например, можно установить срок в 20 лет, но при указании срока в 100 лет могут возникнуть определенные налоговые риски;
  • через 2 года и 11 месяцев (так как срок исковой давности составляет 3 года) направить займодавцу уведомление, сообщающие о том, что заемщик признает займ в полном объеме. Это позволить обнулить срок давности, который пойдет повторно только с письменного уведомления займодавца.

В противном случае заемщику не удастся избежать уплаты налога на прибыль.

Законодательство РФ о налогообложении между юрлицами

Основными документами, регламентирующими договора займа между юридическими лицами, а так же налогообложение, возникающие в результате действия договора займа, являются Гражданский Кодекс и Налоговый Кодекс РФ.

Дополнительно можно пользоваться соответствующими Письмами Министерства Финансов Российской Федерации. В разрешении сложных вопросов можно полагаться на ранее полученные решения суда, касающиеся непосредственно необходимых вопросов.

Например, в Письме Минфина от 11.05.12, имеющее номер 03-03-06/1/239, говорится, что при получении юридическим лицом беспроцентного займа материальной выгоды у организации не возникает.

Все договора займа, заключаемые между юридическими лицами, должны быть составлены в строгом соответствии с существующим законодательством.

Каждое предприятие (заемщик и займодавец) должно самостоятельно разобраться в налогообложении договора займа, исходя из основных условий последнего, и нести полную ответственность за своевременную и правильную выплату соответствующих налогов.

Основные нюансы составления соглашения о прощении долга между юридическими лицами, смотрите на странице.

Отзывы о займе под залог недвижимости, читайте в комментариях.

Видео: кредиты и займы, операции с векселями: правовые вопросы, учёт и налогообложение

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zaimexpert.ru/denezhnye-zajmy/zajmy-juridicheskim-licam/nalogooblozhenie.html

Налоговые риски для покупателя зарубежной компании, которой ранее был предоставлен займ
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here