Содержание
- 1 Органы местного самоуправления в Российской Федерации
- 2 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 3 ГИА по обществознанию
- 4 Органы местного самоуправления в Российской Федерации
- 5 Местное самоуправление
- 6 МЕ́СТНОЕ САМОУПРАВЛЕ́НИЕ
- 7 Система органов местного самоуправления по законодательству Российской Федерации о местном самоуправлении.
Органы местного самоуправления в Российской Федерации
Местное самоуправление – это самая близкая к населению форма управления публичными делами, значительная часть которых может решаться самим населением. Ст. 130 (п. 1) Конституции РФ: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжения муниципальной собственностью». Эта же статья Конституции (п. 2) закрепляет основные организационно-правовые способы осуществления местного самоуправления: референдумы, выборы, иные формы прямого волеизъявления, выборные и другие органы местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают основные характеристики местного самоуправления в РФ:
— местное самоуправление – элемент конституционного строя;
— местное самоуправление – одна их форм публичной власти в РФ;
— местное самоуправление обеспечивает право народа решать под свою ответственность вопросы местного значения;
— местное самоуправление – одна их форм реализации непосредственной демократии;
— местное самоуправление отделено от государственной власти, оно существует наряду с государственной властью, но в соответствии со ст. 12 Конституции РФ самостоятельно в пределах своих полномочий;
— местное самоуправление – это организация, основанная на конституционном праве гражданина на осуществление местного самоуправления.
Территориальная организация местного самоуправления
Самостоятельность местного самоуправления зависит и от гарантий неприкосновенности его территории. Территории устанавливаются в соответствии с Федеральными законами РФ и законами субъектов РФ, учитывающими исторические и культурные традиции, экономическую специфику. По Федеральному закону 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» самоуправление осуществляется на всей территории РФ, а не только в тех местах, где живут люди. Ст. 10 ФЗ устанавливает: «Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения». Из этого следует, что вся сухопутная территория РФ должна быть разделена на территории муниципальных образований. Закон устанавливает следующие категории муниципальных образований (ч.1 ст. 2 ФЗ РФ 2003г.): сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ внутригородская территория города федерального значения.

Полномочия местного самоуправления по решению вопросов местного значения:
1) принятие устава муниципального образования;
2) установление официальных символов муниципального образования;
3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;
5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума,
6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
8)осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами.
Одна из важных функций местного самоуправления – охрана общественного порядка, то есть деятельность по обеспечению спокойствия в общественных местах, недопущение и пресечение хулиганских действий, привлечение к административной ответственности. Причем, закон предоставляет право издавать решения и устанавливать административную ответственность.
Органы и должностные лица местного самоуправления
В формировании структуры местного самоуправления сочетаются как непосредственная демократия – референдум, так и представительная – выборы. Кроме того, должностные лица могут приниматься на работу. Но при этом обязательным остается наличие выборных органов власти. Закон запрещает создавать органы муниципальной власти путем назначения государственной властью. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законодательством на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Число депутатов определяется уставом муниципального образования, это зависит от размеров муниципального образования, исторических, региональных, национальных и иных традиций и составляет от 5 до 60 членов (как правило, от 15 до 30 депутатов). Решения принимаются в коллегиальном порядке. В уставах может быть предусмотрено принятие отдельных решений собраниями (сходами) граждан.
Представительные органы полномочны принимать уставы и другие нормативные акты в пределах своего ведения и по вопросам местного значения, утверждать местный бюджет, утверждать программы развития, устанавливать местные налоги и сборы, правила распоряжения муниципальной собственностью.
Глава муниципального образования обычно избирается всем населением, что предусматривается уставом, или же может избираться из состава представительного органа местного самоуправления. Наименование главы муниципального образования и других должностных лиц устанавливается уставами, законами субъекта федерации. Могут создаваться и другие органы местного самоуправления, в соответствии с уставами, федеральными законами, законами субъектов федерации: советы, комитеты поселковые, квартальные или отдельных домов.
Система органов местного самоуправления включает в себя следующие элементы: главу муниципального образования, представительный орган местного самоуправления и исполнительный орган местного самоуправления. В целом система органов местного самоуправления определяется наличием определенных элементов и отношениями между ними. Однако в соответствии с федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вовсе не обязательно наличие всех вышеназванных органов местного самоуправления. В соответствии со статьями 1, 14 названного Закона обязательным является наличие выборного органа. Депутаты, члены представительных органов, должностные лица назначаются и избираются на срок не менее двух лет. Глава муниципального образования и выборные должностные лица в соответствии с уставами муниципальных образований могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Закон предусматривает процедуру отзыва депутата населением. Депутаты и выборные должностные лица на территории муниципальных образований не могут быть задержаны (если только на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия Прокурора субъекта РФ.
ФЗ РФ «О муниципальной службе в РФ» вводит понятие муниципальной службы. Исходя из этого все лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими и не вправе заниматься другой оплачиваемой работой, быть депутатом Государственной Думы, законодательного органа субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, получать от физических лиц вознаграждения (подарки, деньги, в виде оплаты расходов на отдых, развлечения), принимать участие в забастовках. Они не могут образовывать в структурах местного самоуправления политических партий, других общественных объединений, кроме профсоюзов. Они обязаны ежегодно, а также при поступлении на муниципальную службу, предоставлять в налоговые органы сведения о полученных доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются предметом налогообложения.
В целях создания и сохранения единого правового поля в РФ Закон предусматривает контроль органов государственной власти РФ и субъектов за деятельностью органов местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления, принявший противоречащий законодательству РФ нормативно-правовой акт, должен в установленный решением суда срок отменить этот акт или его отдельные положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу.
Президент РФ вправе внести в Государственную Думу законопроект федерального закона о роспуске представительного органа власти местного самоуправления и об отрешении от должности главы муниципального образования.
Кроме контроля за правотворческой деятельностью, закон предусматривает ответственность должностных лиц в результате утраты доверия населения, что регулируется уставами муниципальных образований. Ответственность наступает и в случаях нарушения законодательства.
[1] Баглай, М.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: учебник для вузов. – М: Изд. НОРМА, 2008. – С. 19.
[2] ФКЗ РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ (в ред от 5 апреля 2005 г.). ИС КонсультантПлюс
Источник: http://infopedia.su/5x928e.html
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Местное самоуправление можно определить как особый способ, систему организации и деятельности населения, обеспечивающее самостоятельное и под свою ответственность решение им непосредственно либо через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов жителей данной территории с учетом исторических и иных местных традиций.
Территориальной основой организации местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ выступает территория городских, сельских поселений и других муниципальных образований, где с учетом исторических и иных местных традиций осуществляется местное самоуправление.
К вопросам местного значения относится такой круг вопросов, которые согласно Конституции РФ, федеральному законодательству и законодательству субъектов РФ, Уставам муниципальных образований относятся к проблемам непосредственного обеспечения жизнедеятельности местного сообщества, например, управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; охрана общественного порядка и т.д.
Субъектом местного самоуправления, согласно Конституцией РФ (ст. 130) являются только граждане России, постоянно проживающие на соответствующей территории, объединившиеся в самоуправляющиеся территориальные единицы (муниципальные образования) в целях самостоятельного заведования, в пределах закрепленных и гарантированных Законом дли них полномочий, под свою ответственность местными делами.
Конституционное право граждан РФ на местное самоуправление обеспечивается и гарантируется государством через осуществление следующих правомочий:
1) участия в выдвижении местных народных инициатив, подготовке и проведении местных референдумов, сходов (собраний), конференций и иных форм прямого волеизъявления по местожительству;
2) реализации права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления;
3) возможности индивидуально и коллективно обращаться в органы местного самоуправления и их должностным лицам с предложениями, заявлениями, жалобами.
Наконец, граждане РФ имеют право поступать и быть принятыми ни муниципальную службу; образовывать и участвовать в деятельности Органов территориального общественного самоуправления.
Формами организации местного самоуправления в РФ, посредством которых происходит осуществление полномочий, являются:
1) проведение местных референдумов, собраний (сходов), конференций и других форм непосредственной прямой демократии;
2) избрание выборных органов местного самоуправления;
3) формирование других органов местного самоуправления, наделенных полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящих в систему органов государственной власти.
В системе органов местного самоуправления можно выделить следующие виды органов местного самоуправления:
1) представительные органы местного самоуправления (муниципальная Дума, Собрание, Комитет и т.п.), избираемые гражданами городских, 1 г in. с к их поселений и иных муниципальных образований путем всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, выражающие интересы населения и принимающие от его имени решения;
2) глава муниципального образования (мэр, староста и т.п.) избираемый всеми гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного прямого избирательного Нрава при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления;
3) иные органы местного самоуправления, формируемые населением, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти;
4) местные референдумы для решения важнейших вопросов местного значения;
5) собрание (сходы), местного значения, либо конференции по местожительству, когда в соответствии с Законами субъектов РФ и Уставами муниципальных образований может быть предусмотрена возможность реализации ими полномочий представительных органов местного самоуправления.
Местный референдум — это высшая форма проявления непосредственной (прямой) демократии граждан, проживающих на территории муниципального образования и обладающих активным избирательным правом, выражающаяся в голосовании по наиболее важным вопросам местной жизни.
В настоящее время, в соответствии с вступившими в силу Законами некоторых субъектов РФ, предусматривается, например, что на местный референдум могут быть вынесены, такие вопросы, как принятие положения (Устава) о местном самоуправлении, досрочное прекращение полномочий представительного органа местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяются органами местного самоуправления самостоятельно.
Решение, принятое на местном референдуме, не подлежат утверждению органами государственной власти, должностными лицами или органами местного самоуправления. В случаях, если для его реализации требуется издание какого-либо нормативно-правового акта, то орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.
Значение муниципальных выборов состоит в том, что посредством выборов образуются представительные органы местного самоуправления, через которые граждане главным образом осуществляют свое конституционное право на местное самоуправление, а также получает свои полномочия глава местного самоуправления.
Конституция РФ содержит положение о том, что установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
На основании данного положения Конституции РФ был принят федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», послуживший основой для принятия соответствующих законов в субъектах Российской Федерации.
Кроме того, органам местного самоуправления предоставлено право принимать на основании федерального закона, законов субъектов РФ Уставы муниципальных образований, отражающие особенности организации местного самоуправления, учитывающие исторические и иные законные традиции.
Полномочия местного самоуправления — это закрепленные федеральным законодательством, законами субъектов РФ и Уставами, а также нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления за населением муниципальных образований права и обязанности, направленные на реализацию задач и функций местного самоуправления на соответствующей территории.
Полномочия местного самоуправления включают:
а) «собственные» полномочия, то есть, те, которые признаются за муниципальными образованиями государством и которые обеспечивают самостоятельное решение гражданами вопросов местного значения как управление муниципальной собственностью, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов, охрана общественного порядка;
б) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться в соответствии с законом органы местного самоуправления; причем в этих случаях делегирование органами государственной власти РФ и субъектов РФ таких полномочий должно осуществляться с одновременной передачей органам местного самоуправления необходимых для их реализации материальных и финансовых средств.
Гарантиями, обеспечивающими организационную и материально-финансовую самостоятельность местного самоуправления, служат:
1) организационное обособление местного самоуправления от органов государственной власти;
2) закрепление права населения муниципальных образований самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления и процедуру деятельности;
3) изменение границ территории муниципальных образований допускаеься только с учетом мнения населения соответствующих территорий;
4) запреты на ограничение прав местного самоуправления, закрепленных Конституцией РФ и другими законами;
5) судебная защита прав местного самоуправления;
6) право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти либо органами государственной власти субъекта федерации.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9000 —
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источник: http://studopedia.ru/7_21016_mestnoe-samoupravlenie-v-rossiyskoy-federatsii.html
ГИА по обществознанию
В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах — местное самоуправление (МСУ) в городских и сельских поселениях. Местное самоуправление — это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно совершенно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Самоуправляющиеся территориальные единицы (село, район, город) обычно называют муниципальными образованиями. Они могут объединять несколько поселений, часть населения, составлять иные населенные территории.
Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно. Они управляют муниципальной собственностью, работают с местным бюджетом, устанавливают местные налоги, осуществляют охрану общественного порядка и т.д.
К органам МСУ относятся выборные органы, образуемые в соответствии с уставом. Уставом города может быть предусмотрена должность главы города — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению МСУ на территории города.
Функции (основные направления деятельности) органов местного самоуправления Российской Федерации:
- Обеспечение участия населения в решении местных дел (развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан).
- Управление муниципальной собственностью (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов).
- Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы ее развития).
- Охрана общественного порядка (обеспечение режима законности на данной территории).
- Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ.
- Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.
Осуществляя данные функции, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.
Экономическую основу МСУ составляет городская собственность, местные финансы. Органы МСУ могут в интересах населения устанавливать условия использования земель и определенный порядок приватизации городской собственности населением.
В основе организации и функционирования местного самоуправления лежат следующие принципы:
- самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения;
- организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством;
- многообразие форм осуществления местного самоуправления;
- соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.
Местное самоуправление осуществляется через различные виды и институты прямого волеизъявления населения:
- непосредственно(на выборах, референдумах, сходках, т. е. общих собраниях жителей),
- а также через создаваемые местные органы(представительные (совет, земство, дума, муниципальный комитет) и органы администрации во главе с мэром, старостой, главой администрации).
Органы местного самоуправления призваны решать, с одной стороны, задачи, схожие с государственным управлением, с другой — добровольных общественных организаций. Тем самым местное самоуправление, не входя в систему органов государственной власти, выступает связующим звеном между гражданским обществом и государством.
Развитие местного самоуправления является противовесом центральной власти и гарантом существования в обществе плюрализма. Оно открывает широкую дорогу для участия граждан в политическом процессе. Доступность органов местного самоуправления для гражданина предоставляет ему возможность играть активную политическую роль. Таким образом, местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства. 1
Источник: http://oege.nnewer.ru/oge/sfera_politiki_i_socialnogo_upravleniya/56_mestnoe_samoupravlenie.html
Органы местного самоуправления в Российской Федерации
Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом Штейном (1815—1890), Паулем Лабандом и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.
В России
История
Правовые основы
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Правовую основу местного самоуправления составляют:
- Европейская хартия местного самоуправления,
- Конституция Российской Федерации,
- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
- федеральные конституционные законы,
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
- конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
- уставы муниципальных образований,
- решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
- иные муниципальные правовые акты.
Компетенционные основы
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.
Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.
Формы осуществления
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:
- местный референдум
- муниципальные выборы
- голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
- голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
- сход граждан
- другие формы
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:
- правотворческая инициатива граждан
- территориальное общественное самоуправление
- публичные слушания
- собрание граждан
- конференция граждан (собрание делегатов)
- опрос граждан
- обращения граждан в органы местного самоуправления
- наказы избирателей
- другие формы
Территориальные основы
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.
В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:
- муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений
- сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов
- городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
- городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района
- внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).
Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.
Организационные основы
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:
- представительный орган муниципального образования
- глава муниципального образования
- местная администрация
- контрольный орган муниципального образования
- иные органы местного самоуправления
В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:
- представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
- представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию
- представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.
В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.
Экономические основы
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:
- средства самообложения граждан
- доходы от местных налогов и сборов
- доходы от региональных налогов и сборов
- доходы от федеральных налогов и сборов
- безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
- доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
- часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
- штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
- добровольные пожертвования
- субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
- иные законные поступления.
Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.
Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).
Межмуниципальное сотрудничество
В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Кроме того, закон допускает создание иных объединений муниципальных образований с учетом территориальной и организационной основы, а также межмуниципальных хозяйственных обществ и иных организаций.
В некоторых бывших колониях Великобритании, в Австралии, Гане и Нигерии сохранилось административно-территориальное деление, предусматривающее наличие территорий местного управления.
Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/94968
Местное самоуправление
Местное (муниципальное) самоуправление — одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Таким образом, местное самоуправление — это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:
Через референдумы, выборы, собрания и сходы;
Посредством выборных и других органов местного самоуправления.
Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функциями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции:
обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131)
управление муниципальной собственностью (ст. 132)
обеспечение развития соответствующей территории
охрана общественного порядка (ст.132)
защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 133)
обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.
К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие принципы:
самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения
организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством
многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.
Органы местного самоуправления
Анализ статей 3,12, а также главы 8 Конституции РФ показывает, что местное самоуправление, его органы не входят в систему государственной власти. Правда, они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. И в этом качестве представляют собой государственно-властные органы, деятельность которых по реализации им полномочий подконтрольна государству. К органам местного самоуправления относятся:
Представительные органы самоуправления;
Собрания, сходы граждан (в основном в небольших населенных пунктах);
Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.);
Местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления.
Основы деятельности местного самоуправления
Территориальная основа местного самоуправления — это городские и сельские поселения. Однако, оно осуществляется и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (район, сельский округ, и т.д.)
Деятельности органов местного самоуправления основана на действующей Конституции и на правовых актах субъектов РФ, а также на основе положений местных представительских органов.
Экономическая основа местного самоуправления — муниципальная собственность, к ней относятся жилищный фонд, нежилой фонд, бюджетные и внебюджетные средства, и т.д. Органы местного самоуправления имеют свою экономическую и финансовую базу, формируют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
Источник: http://studfile.net/preview/403330/
МЕ́СТНОЕ САМОУПРАВЛЕ́НИЕ
В книжной версии
Том 20. Москва, 2012, стр. 66-67
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕ́СТНОЕ САМОУПРАВЛЕ́НИЕ, самостоятельное (в пределах, установленных конституцией и законами государства) осуществление населением своей публичной власти по вопросам местного значения.
Источник: http://bigenc.ru/law/text/2206966
Система органов местного самоуправления по законодательству Российской Федерации о местном самоуправлении.
Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Основополагающим нормативным правовым актом в сфере местного самоуправления является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .
Система органов местного самоуправления в РФ включает следующие основные органы:
1) представительный орган муниципального образования;
2) глава муниципального образования;
3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
4) контрольно-счетный орган муниципального образования;
5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, срок полномочий, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек – на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.
Органы государственной власти субъекта РФ проводят местный референдум или сход граждан по данному вопросу, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума (схода граждан) выступила группа избирателей муниципального образования численностью не менее 3 процентов от общей численности избирателей муниципального образования.
В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются: структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления; порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.
Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Юрист в сфере гражданского права.
Стаж: 15 лет.