ГлавнаяВажноПлюсы и минусы непосредственного управления домом
Плюсы и минусы непосредственного управления домом
Сегодня рассмотрим тему: "Плюсы и минусы непосредственного управления домом". На сайте собраны и структурированы материалы ведущих изданий. Если появились вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту на сайте.
Жилищный кодекс РФ возложил на собственников помещений в многоквартирном доме обязанность выбрать одну из закрепленных форм управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом, или иным специализированным потребительским кооперативом и управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Казалось бы, это должно решить многие проблемы, но в действительности многие жители столкнулись со значительными трудностями при выборе одного из трех способов управления многоквартирным домом, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. Больше всего вопросов вызывает способ непосредственного управления домом. Если такие способы, как ТСЖ и управление УК, достаточно распространены, с подводными камнями непосредственного управления собственники жилых помещений многоквартирных домов только начали сталкиваться.
Попробуем рассмотреть плюсы и минусы данного способа управления многоквартирным домом.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, последняя обязана быть исполнителем коммунальных услуг. Управляющая организация должна заключить договоры поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, своевременно оплатить ресурсы, потребленные жителями многоквартирного дома, произвести начисление платы за коммунальные услуги населению, сформировать, распечатать, доставить населению квитанции.
При выборе жильцами способа непосредственного управления многоквартирным домом договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения , электроснабжения, газоснабжения, отопления заключаются каждым собственником помещения с ресурсоснабжающей организацией от своего имени. Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме не несут ответственность за задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг управляющей организацией, что является безусловным плюсом.
Необходимо отметить и еще ряд существенных недостатков для жителей при выборе этого способа управления домом:
каждый жилец должен будет заключить договор на поставку всех энергоресурсов в дом самостоятельно, при этом стороной договора являются 50 % собственников, нет нужного процента – договор не заключен. Каждому собственнику придется заключить как минимум 5, а как максимум 10 договоров. Значит, получить и оплатить столько же счетов, а при необходимости посетить эти 5 или 10 организаций. Кто будет следить за собственниками и понуждать их заключить все необходимые договоры?
законодательством не определены существенные условия договора на обслуживание общего имущества, что может позволить управляющим организациям составлять указанный договор с учетом только собственных интересов, а не жителей;
очень интересен вопрос о качестве коммунальных услуг ( наличие холодной и горячей воды, необходимой температуры в квартире). Подрядная организация отвечает только за содержание сетей ( не текут, прочищены). Ресурсоснабжающие организации воду и тепло до дома подали. А кто будет отвечать за наличие воды на верхнем этаже или нормальное отопление в угловой квартире? Общее собрание собственников, совет дома или инициативный жилец? Конкретного ответа в законодательстве нет, а если нет, то в чем заключается «максимальная защита прав жильцов», в которой нас так настойчиво уверяют управляющие компании?
не определена форма контроля со стороны жителей за обслуживанием общего имущества;
не определены периодичность и форма отчета управляющей организации;
заключение договоров на отдельные виды услуг по содержанию общего имущества может быть возложено непосредственно на собственников или на представителя собственников, что не обеспечит должного контроля за оказанием данных услуг.
Кроме этого, при выборе собственниками помещений способа непосредственного управления многоквартирным домом не может быть реализовано предусмотренное жилищным законодательством полномочие органа местного самоуправления по проверке деятельности управляющей организации, так как она является лишь выполняющим работы подрядным предприятием и в ее обязанности не входят ни защита прав собственников, ни решение других организационных вопросов, так же дома, в которых собственники выбрали непосредственное управление, не могут обращаться в органы местного самоуправления по вопросу проверки выполнения договора на содержание жилья в соответствии с п. 1.1 статьи 165 Жилищного Кодекса РФ, как это могут сделать собственники при способе управления «управляющая организация».
В чем же еще преимущества и недостатки непосредственного управления многоквартирным домом перед другими способами управления?
Существует мнение, что непосредственное управление наиболее экономное. Собственники помещений при непосредственном управлении не создают юридическое лицо, а их интересы в отношениях с третьими лицами представляют уполномоченные ими лица по доверенности.
В этом случае отсутствуют какие-либо посредники в управлении домом. Жильцы сами решают, кто из них или любое другое лицо, которому они доверяют, будет вести переговоры с поставщиками товаров и услуг для содержания и ремонта дома.
Однако это касается только расходов на управление домом. Остальные расходы, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, собственники помещений такого многоквартирного дома несут в обязательном порядке.
Одним из недостатков непосредственного способа управления многоквартирным домом является отсутствие права на получение бюджетных средств для проведения капитального ремонта.
Собственники помещений многоквартирного дома, выбравшие непосредственное управление домом, не могут претендовать на предоставление финансовой поддержки при проведении капитального ремонта, так как в соответствии с законодательством к участию в программе капитального ремонта допускаются лишь дома, выбравшие для себя управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и управляющей организацией.
Поэтому собственникам помещений, прежде чем решиться на непосредственное управление своим домом, необходимо взвесить все плюсы и минусы непосредственного способа управления.
Что такое непосредственное управление многоквартирным домом, изменения в 2019 году
Процедура перехода на непосредственное управление многоквартирным домом в 2018г изменений в 2019 г. не претерпела. Однако были упрощены условия, позволяющие принять положительное решение.
Что такое непосредственное управление многоквартирным домом?
В Жилищном кодексе РФ прописано, что возможность самостоятельного управления многоэтажным домом его жильцами дана с целью создания комфортных условий проживания для каждого владельца, содержания здания в соответствующем виде, легкого разрешения проблемных ситуаций, связанных с использованием общего имущества, предоставлением коммунальных услуг.
Собственники недвижимости могут выбирать между такими способами управления МКД:
самостоятельно жильцами дома;
ТСЖ, кооперативной организацией или другими специального направления;
УК.
Окончательный выбор метода управления осуществляется выбранным советом жильцов, решением которого способ может быть изменен в любой момент.
Активные владельцы квартир осуществляют непосредственное управление МКД, заключают соглашения на подачу ресурсов для обслуживания строения.
Поскольку соглашения на поставку природного газа, питьевой воды и электричества заключаются с каждым жильцом лично, ответственной за своевременную подачу и качество услуги лежит на фирме, передающей ресурс. Доля ответственности и другие нюансы должны быть прописаны в договоре. Внешние сети обслуживают организации, обеспечивающие ресурс. За коммуникационные системы отвечают собственники квартир МКД.
Содержание общедомового имущества осуществляется в полном соответствии с действующим законодательством. Состояние здания должно обеспечивать безопасное и комфортное проживание каждого жильца.
При таком типе управления организации, нанятые с целью проведения ремонтных работ или деятельности, направленной на содержание общего имущества, отвечают непосредственно перед собственниками недвижимости. Правила и условия предоставления услуг, их приостановки и ограничений прописываются в соглашении.
Плюсы и минусы управления МКД
Непосредственная форма управления многоквартирным домом возможна, если в здании максимум 30 жилищ. Такая форма имеет свои плюсы и минусы.
Уменьшаются расходы на содержание дома благодаря отказу от услуг жилищно-коммунальных хозяйств и оплаты работы посредников.
Быстро решаются все текущие вопросы из-за заинтересованности всех участников процесса.
Инициируют и контролируют все действия сами собственники. Поскольку в их интересах качественное выполнение работ, выбираются лучшие исполнители.
Деньги, которые переданы собственниками, идут на финансирование одной многоэтажки.
Никто не контролирует действия владельцев и состояние дома.
Если собственники недобросовестные, и надлежащий уход за домом не осуществляется, здание быстро придет в упадок. Государственные органы в этом случае в помощи откажут.
Самоуправление отнимает много времени у инициативных участников МКД.
Переход на непосредственный управленческий вариант осуществляется только по личной инициативе самих жильцов, учитываются предпочтения большинства (больше 50% общего количества собственников недвижимости). Такое управление подходит для активных владельцев, которые готовы выделять время для решения общественных вопросов.
Порядок перехода: пошаговая инструкция и образец договора
Процедура перехода на непосредственный способ управления несложная в плане формы. Главное — собрать достаточное количество жильцов и привлечь их поучаствовать в принятии этого важного решения.
Первый этап — создание активной группы, перед которой будут поставлены такие задачи:
определение плана действий;
оповещение владельцев недвижимости о планируемом переходе;
предварительное выяснение отношение жителей к изменениям;
назначение встречи и определение повестки.
В группе должно быть минимум 3-5 человек, желательно, чтобы были представители всех подъездов. Регистрация группы не требуется, потому что ее главная задача — формирование предварительного мнения собственников по поводу перехода.
Второй шаг — общее собрание для решения следующих вопросов:
Нужен ли переход.
Кто будет ответственным (управляющим).
Выбор Совета дома и его председателя.
Определение подрядческих компаний и условий соглашений.
Собрание можно проводить, если присутствует более 50% всех владельцев. Участников знакомят с повесткой, проводят голосование, протоколируя результаты.
Если собраться не получилось, проводится заочный опрос. Жители заполняют опросники, которые передают ответственному собственнику.
Третий этап — подготовка и подписание договоров, для оформления которых понадобятся:
запротоколированное решение собственников;
документы ответственного жильца;
техпаспорт и план;
другая документация по запросу подрядчика.
Подрядчик — обслуживающая фирма, нанимаемая владельцами недвижимости для содержания строения. Договор подписывается собственниками квартир.
Владельцы могут частично обслуживать здание собственными силами — убирать, выполнять мелкий ремонт.
На обслуживание технического оборудования и вывоз мусора заключается соглашение с соответствующими организациями. Если в доме менее 12 квартир, привлечение сторонних компаний не является обязательным. Если работы были выполнены обслуживающими организациями, сумму, которую владельцы квартир оплачивают по соглашению, распределятся между ними. Собственники, не заключившие договора, оплачивают фактическую сумму, которая приходится на их долю.
Дополнительно подписывается договор с предприятиями, которые обеспечивают газо-, водо- и электроснабжение. В данном случае соглашение заключается лично с каждым жильцом, если владельцами не выбран другой вариант.
Если договора с обслуживающими фирмами не заключены, самостоятельное управление считается недействительным. Местные органы власти могут в принудительном порядке назначить управляющую компанию.
Важные изменения в законодательстве 2019 года
В 2019 г. произошли некоторые изменения в ЖК РФ, непосредственное управление многоквартирным домом, которые коснулись следующих моментов:
Собственнику можно вместо себя отправить на встречу представителя при наличии доверенности (заверять нотариально документ необязательно).
Чтобы решение было принято, достаточно более 50% голосов (до изменений — не менее 2/3).
Возможно открытие банковского депозитного счета для размещения денег на капремонт. Начисленные проценты сохранят вклад от инфляции.
Изменения делают управление МКД более эффективным. Однако успех такой формы зависит от активности проживающих владельцев. Жизнь собственников квартир с непосредственным управлением намного упрощается. По этой причине такая форма еще долго будет поддерживаться на законодательном уровне.
При этом такой тип управления не предполагает возможности использования государственных льгот и местных преимуществ. В будущем планируется появление дополнительного финансирования инициативного совета жильцов МКД.
Бесплатная консультация юриста по недвижимости — договоры, оформления сделок, выселение/заселение
Плюсы и минусы непосредственного управления многоквартирным домом
Многоквартирный дом требует особого отношения и управления. Серьезная забота о благоустроенности быта жильцов и комфортного проживания ведет к процветанию и благополучию многоэтажек. Кто занимается непосредственным управлением многоквартирных домов и в чем заключается такая деятельность? Ответы на такие вопросы должен знать каждый, живущий в многоэтажном доме.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-42-46 . Это быстро и бесплатно !
Что такое непосредственное управление многоквартирным домом
По состоянию на 2017 год непосредственное управление может иметь место в домах, где квартир не больше 16. Все остальные многоэтажки современного типа с количеством квартир больше 16 управляются, согласно Жилищному кодексу РФ:
жилищным кооперативом (ЖК);
товариществом собственников жилья (ТСЖ);
по договору с управляющей компанией (УК).
В 2015 году были внесены поправки в Жилищный кодекс (ФЗ № 225).
Обычно, при непосредственном управлении, жильцами выбирается один представитель (управляющий домом), который решает все вопросы по капитальному ремонту, водоснабжению, электро- и газоснабжению в соответствующих организациях. Управдом:
представляет интересы жильцов;
проводит собрания и информирует обо всех вопросах проживающих в доме;
вопросы благоустройства территории так же относятся к его введению;
сбор средств и другие организационные вопросы решаются сообща всеми жильцами, а ответственным за все мероприятия в итоге оказывается управдом.
Плюсы и минусы непосредственного управления многоэтажным домом рассмотрены в этом видео:
Какие достоинства и недостатки у непосредственной формы управления
По сравнению с ТСЖ, такая форма управления более открытая и не допускает перерасхода средств жильцов, которые доверяют свои деньги руководству товарищества.
Непосредственное управление дает возможность жильцам самим оплачивать все коммунальные и другие расходы и контролировать свой бюджет.
Плюсы непосредственного управления многоквартирным домом:
Каждый собственник квартиры в доме перезаключает договор по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства. С этого момента все расходы собственниками контролируются. Это позволяет исключит долги, которые может собрать, например, Управляющая компания.
Каждый хозяин квартиры будет получать свой собственный счет, квитанцию об оплате, именно ту, которая отражает показания счетчиков. В отличие от, например ТСЖ, когда суммы платежей проходят через руководство товарищества, никто не припишет лишние рубли к оплатной квитанции.
Задолженности по квартплатам одних жильцов никоим образом не отражается на других собственниках квартир. Каждый сам несет ответственность за свои платежи и расходы.
Все вопросы по организации и благоустройстве общих помещений, лестничных пролетов и двора решаются вместе, сообща, а расходы делятся по согласованию поровну между жильцами.
Что касается ремонтных работ относительно дома, то жильцы сами выбирают компанию, подписывают договор и принимают работу.
Общее собрание собственников как орган управления многоквартирным домом.
Есть ли минусы
Минусы непосредственного управления:
Как перейти на непосредственное управление
Самое главное – желание. По ЖК РФ, каждый владелец квартир в доме должен быть согласен на такую форму управления.
Видео (кликните для воспроизведения).
Объекты управления и формы управления многоквартирным домом.
Собрание может быть очным и заочным. Если жители дома дружны и проявляют инициативу, то собрание состоится очно.
Если небольшой группе или одному лицу – собственнику квартиры в доме, приходит идея и желание превратить дом в непосредственно управляемый, то нужно:
собрать подписи жильцов, которые поддерживают такую идею;
организовать собрание (назначить дату, время и место сбора жильцов);
обдумать ход собрания и составить план (регламент) встречи.
Какими полномочиями обладает совет в многоквартирном доме, а также председатель такого совета — читайте здесь.
На собрании должны решаться вопросы о:
целесообразности перехода на непосредственное управление;
в случае положительного решения важно выбрать управдома, который соответствовал бы необходимым требованиям наличия организаторских способностей, порядочности и умения решать вопросы вовремя и в любых инстанциях;
обычно на выборы приглашается представитель местной администрации. Это законное решение – в большинстве случаев, выбранный на должность управляющего будет общаться непосредственно с представителями административных инстанций. К тому же, чаще всего, приглашенное лицо объясняет как управлять домом, организовывать людей и подыскивать компании по ЖКХ для дома.
Представитель администрации тоже голосует «за» или «против» претендента.
После собрания все должны подписать «Протокол собрания», составленный по стандартной форме. Обычно протоколы содержат:
дату;
номер;
тему;
план (регламент);
кто выступал и что говорил (в кратце);
кто и как голосовал;
как окончилось голосование;
чем закончилось собрание;
какие постановления были вынесены на собрании;
регламент – кто и чем будет заниматься, согласно решениям, принятым на собрании;
Ф. И. О. проводящего собрание;
подписи и расшифровки двоих-троих ведущих собрание и оформляющего протокол.
Как составить договор
На нескольких листах описаны:
все действующие лица – жильцы, управляющая компания и лицо, уполномоченное ее представлять;
все данные о многоквартирном доме (адрес, площадь, количество этажей, квартир, практически все, что написано в кадастровом и техпаспорте);
перечислены термины, которые будут употребляться на протяжении всего документа;
перечислены все имущество в доме, которое считается общим и действия относительно его благоустройств. Что входит в места общего пользования в многоквартирном доме — читайте тут;
кто является высшим органов в процессе управления;
четко прописано во второй части предмет договора;
какие технические текущие ремонтные работы будут проводиться;
какие профилактические сезонные ремонтные работы будут проводиться;
уборка мусора и текущая уборка общих территорий, другие вопросы обеспечения гигиены и санитарного режима для комфорта проживающих в доме;
третья часть содержит обязанности сторон, а так же их права;
в четвертой части регламентируются вопросы платежей;
ответственность сторон и условия расторжения договора содержатся в следующих частях;
определяются вопросы времени и частоты проведения собраний;
Непосредственное управление многоквартирным домом может быть очень качественным или, наоборот, вызывать недовольство жителей дома.
Поэтому, первый срок лучше заключать на короткий промежуток в год или два. Опыт покажет, насколько такой вид управления подходит именно отдельно взятому вашему многоквартирному дому.
Как работает на практике непосредственная форма управления жильем — смотрите в этом видео:
Самоуправление многоквартирным домом: нюансы, плюсы и минусы
Традиционная с начала 2000 годов форма управления частными компаниями в многоквартирных домах зачастую малоэффективна. Особенно это остро ощущается в старых, нуждающихся в капитальном ремонте зданиях. Собственники жилья все чаще приходят к закономерному решению сменить способ управления своим многоквартирным домом, чтобы не зависеть от деятельности нерадивых управляющих организаций. Измученные бездействием, а порой безалаберным отношением к своим обязанностям, этих компаний, которые курируют этот дом, они вынуждены это сделать.
Способы управления в многоквартирных домах
В жилищном законодательстве предусмотрено три формы управления:
Частные управляющие компании.
ТСЖ или ЖСК.
Непосредственное управление.
Каждый из способов имеет свои особенности как положительные, так и отрицательные. Перед внедрением одного из перечисленных видов хозяйственной деятельности, требуется тщательное изучение и согласование со всеми собственниками квартир.
На данный момент нас интересует «непосредственное управление домом». Рассмотрим детально этот метод.
Специфика непосредственного способа управления
Непосредственное управление применимо исключительно в домах, где количество квартир не превышает 16.
Решение о смене способа управления принимается на общем собрании жильцов, а затем вносится в протокол.
Создается инициативная группа или полномочия делегируются лицу, действующему в интересах дома. Для этого оформляется доверенность на это лицо.
В адрес управляющей компании направляется заявление на прекращение ее полномочий в отношении данного дома и прикладывается копия протокола решения общего собрания жильцов. Управляющая компания обязана передать инициативной группе или уполномоченному лицу технический паспорт и всю документацию, касающуюся многоквартирного дома.
Далее направляется заявление на обслуживание в ресурсоснабжающие компании с приложением копий протоколов решения собрания жильцов, и документацией на дом.
Полученный проект договора каждый собственник подписывает лично.
Положительные стороны
Прозрачность платежей за коммунальные услуги. Ежемесячно каждый собственник самостоятельно перечисляет на счета ресурсоснабжающих организаций денежные средства. Объем услуг и потребление ресурсов контролируется уже самим жильцом квартиры.
Предоставление услуг в индивидуальном порядке. Предполагается, что собственник самостоятельно принимает решение, какими коммунальными услугами он будет пользовать и соответственно платит только за них.
Экономия на содержании обслуживающих компаний. Отпадает необходимость оплачивать функции управляющих компаний или взносы ТСЖ. Лицо, которое уполномочили на деятельность, связанную с управлением дома действует на безвозмездной основе.
Внесение взносов на капитальный ремонт только при необходимости. Потребность в ремонтных работах определяется на общих собраниях. Расчеты с подрядчиками осуществляются только по тем видам работ, которые действительно требуются в конкретном случае.
Внесение платежей на усмотрение собственника. Собственник сам определяет, какие общедомовые нужды он готов оплатить. Никто обязать его не имеет право.
Сроки устранения аварийных ситуаций и текущих ремонтов зависят от решения собственников. Затягивание или отказы проведения необходимых ремонтных работ по причине отсутствия средств на счету дома как это могло быть в случае с управляющими компаниями теперь невозможны.
Отрицательные стороны
Трудность в назначении уполномоченного. Проблематично найти добровольца для выполнения функций, которые обычно берет на себя управляющая компания. Не каждый готов тратить свое личное время для решения задач и проблем дома без уплаты жалованья.
Поиск подрядных организаций. Уполномоченному жильцами лицу приходится самостоятельно подбирать подрядные организации, для выполнения ремонтных работ.
Невозможность участвовать в федеральных и муниципальных жилищных программах. Переход на непосредственную хозяйственную деятельность лишает возможности участвовать в государственных программах. То есть придется своими силами и за счет собранных с жильцов средств облагораживать придомовую территорию, устанавливать детские площадки, мусорки и лавочки.
Ресурсоснабжающие организации несут ответственность за поставку ресурсов только до определенной границы, которой считается либо стена дома, либо общедомовой прибор учета. За техническую неисправность общедомового имущества при подаче тепла, воды, электричества отвечают жильцы. Поэтому для его нормального функционирования, собственники обязаны заключить с обслуживающей организацией договор содержания и ремонта этого имущества.
Судебные разбирательства. В случае возникновения спорных ситуаций с подрядчиками, снабженческими компаниями все судебные разбирательства ложатся на плечи собственников в лице уполномоченного представителя.
Распределение долгов между жильцами. Оплата за пользование ресурсами рассчитывается, исходя из показаний общедомового счетчика, и распределяется между собственниками квартир. Добросовестным плательщикам приходится оплачивать долги неплательщиков. В судебном порядке добросовестные жильцы могут взыскать сумму задолженности, а ресурсоснабжающие организации прекратят обслуживать квартиры таких должников.
Вывод
Можно резюмировать, что наряду с положительными моментами непосредственного управления существует масса отрицательных сторон.
Собственники должны основательно подойти к своему решению, ведь получая определенную независимость от частных компаний, они столкнутся с задачами, которые могут быть не под силу неосведомленному человеку. А ввиду занятости современных людей, трудно будет найти добровольца, который возложит на себя ряд функций связанных с обслуживанием дома.
Плюсы и минусы непосредственного управления многоквартирным домом. Образец договора и протокола собрания
Благоустроенность и благополучие многоэтажного дома зависит от избранного варианта управления этим домом. Закон предлагает три варианта управления:
выбор ТСЖ или жилищного кооператива;
управление самими жильцами;
управление определенной компанией или фирмой.
Жильцы многоквартирного дома самостоятельно выбирают одну из форм на открытом общем голосовании. На основании результатов оглашается решение. Если через какое-то время жильцы хотят изменить решение и выбрать другой способ управления, то требуется аналогично провести собрание и решить вопрос голосованием. Сегодня мы расскажем вам о плюсах и минусах непосредственного управления собственниками многоквартирным домом.
Когда официально появилась возможность управления многоквартирным домом непосредственно собственниками, жильцы стали менять форму управления. Действительно, на первый взгляд самоуправление имеет много преимуществ и кажется самым эффективным методом. Но на деле оказалось, что непосредственное управление многоквартирным домом имеет подводные камни, с которыми пришлось столкнуться многим людям, чьи дома перешли на такой вид управления.
Когда многоэтажным домом управляет определенная компания, то она отвечает за оплату всех услуг. В ее же обязанностях: разнос уведомлений, оповещение о новых тарифах и вся документация. Но при выборе непосредственного управления ситуация меняется.
Недостатки самоуправления многоквартирным домом
При такой форме управления жильцы должны понимать, что все действия, связанные с улучшением жизни — исключительно добровольные. Так, если жители всего дома решат установить видеодомофоны, но несколько человек будут против сдавать деньги, принудить их нельзя. Это значит, что придется оперировать суммой, которую сдают согласные жители.
Еще один существенный камень — представитель «власти» среди жильцов. Необходимо выбрать того, кто возьмет все труды по составлению документации и прочим аспектам. Эта должность не оплачивается при непосредственном управлении, в то время как обязанности на этой должности большие. Обычно трудно найти такого альтруиста, который будет готов сутками заниматься проблемами многоквартирного дома.
В каждом подъезде живет, самое минимальное, 15 семей. Каждая из этих семей должна перезаключить несколько договоров и платить по ним за коммунальные услуги. Кому-то придется постоянно ходить по квартирам и осуществлять контроль за тем, чтобы жильцы заключали эти договора и регулярно оплачивали по счетам.
Наиболее частая проблема: качество услуг, поставляемых компаниями. Закон не определяет при непосредственном управлении того, кто станет отвечать за это. Подразумевается, что выбрать подходящие компании должны сами жильцы. Но вот как выбирать, какие критерии требовать? По закону, например, фирма обязана подать горячую воду к определенному числу. Закон не нарушен: горячая вода подана по срокам. Только на последние этажи она почему-то не поднимается, а на предпоследних едва теплая. Только вот водоснабжающие организации за это не отвечают. Тогда кто ответит и принудит улучшить ситуацию?
Усугубляются и взаимоотношения с государственной поддержкой. Дом, который перешел на непосредственное управление считается почти списанным с баланса муниципалитета, ведь жители добровольно приняли на себя все грядущие и текущие траты. Поэтому исключается возможность получения муниципальной или федеральной помощи на выполнение соцпрограмм. То есть, необходим пандус или детская площадка, жители будут это внедрять в жизнь своими сбережениями и силами. При этом если при сооружении конструкции будет нарушена какая-то норма, отвечать за последствия будут все.
Теперь еще момент: ведение документов и отчетность. Допустим, собрание постановило, что инициативный жилец будет предоставлять отчет 5-го числа месяца. Но если жилец не предоставит материальный отчет или окажется недостаточно чистоплотным в финансовых вопросах, кто отвечает здесь?
Также дом не может претендовать на средства, выделяемые городом, на текущие и капитальные ремонты. Это ограничено законом, где прописано, что самоуправление лишено такого права. Эти затраты также станут проблемой только жильцов, которые добровольно согласятся на такие работы.
В непосредственном управлении многоквартирным домом много тонкостей и подводных камней. Мы в материале изложили лишь самые основные моменты. Понятно желание собственников получить самостоятельность и возможность иметь «прозрачную» квитанцию за услуги. Безалаберность ЖЭУ и ЖКХ известна большинству. Людям приходиться тратить время, доказывая приписки и описки. Однако нужно тщательно все продумать, проанализировать, прежде чем реализовывать решение и переходить на форму самоуправления. В ином случае переход принесет больше новых сложностей, чем решит старые.
Если у вас остались какие-то неопределенности по поводу данной формы управления или же вас интересуют исключительно изменения 2015 и 2016 года, то вы можете задать свой вопрос нашему юристу онлайн, который с удовольствием разъяснит вам все тонкости, особенности и риски непосредственного управления.
Непосредственное управление домом – что это такое?
Непосредственное управление многоквартирным домом – одна из форм выполнения управленческой деятельности всеми обладателями квартир в многоэтажках, характеризующаяся отказом от услуг управляющих компаний или создания товарищества собственников. Суть такой формы управления заключается в том, что жильцы сами решает текущие вопросы в отношении своего дома. Однако, как любая форма, самостоятельное управление имеет свои достоинства, нюансы и недостатки.
Общие понятия
Законодательство возлагает на обладателей жилплощади некоторые обязательства. В их число входит поддержание достойного состояния не только своей собственности, но и общедомовых владений. Правильное управление многоэтажным домом в первую очередь нужно для поддержания порядка в инженерных конструкциях. Выплаты, получаемые от собственников жилищ, распределяются на:
создание комфортабельных условий;
наведение чистоты;
предупреждения порчи собственности;
выполнение коммунальных функций и задач;
восстановительные и ремонтные работы;
соблюдения требований, предъявляемых к МКД (санитарных, пожарных и т.д.).
Российское жилищное законодательство предоставляет собственникам жилищ на выбор три формы управления многоэтажкой:
через товарищество собственников недвижимости;
посредством получения услуг от управляющих организаций;
непосредственное (самостоятельное) управление.
Первые две формы характеризуются присутствием посредников (ТСН, УК). При самостоятельном управлении обладатели напрямую без участия каких-либо организаций решают вопросы, касающиеся дома в котором они проживают.
Для выбора той или иной формы, собственникам необходимо провести собрание, на котором методом голосования решится данный вопрос. Решение должно быть отражено в официальном акте – протоколе собрания. Этим же путем можно в будущем изменить ранее выбранный способ. Если ранее, чтобы вопрос считался решенным, было необходимо 2/3 голосов владельцев, то теперь достаточно 50% и еще одного голоса.
Отличие непосредственного управления от других форм
Отличительная особенность такой формы выражается в самом ее понятии – собственники уполномочены разрешать все проблемы многоэтажного здания напрямую в обход различных представителей и посредников. Общие владения жильцов находятся под непосредственным контролем владельцев.
Общедомовой принято считать следующую собственность:
Площади общего пользования (лестничные площадки, лифты, тамбуры и коридоры, кладовые помещения, мусоропроводные конструкции).
Фундамент (в том числе земля под ним) и подвалы.
Перекрытия, дверные и оконные проемы.
Чердаки и крыши.
Придомовая площадь (детские или спортивные площадки, автостоянки, места отдыха жильцов).
Любая проблема, касающаяся содержания вышеперечисленных территории решается путем собрания владельцев. Каждый хозяин жилплощади в доме имеет право предложить собственный вариант разрешения, который будет вынесен на рассмотрение. Договорившись о способе устранения проблемы, владельцы также выбирают одного или нескольких жильцов, уполномоченных исполнить поручение. Также может быть выбран исполнитель (например, организация) для выполнения работ. Тогда владельцы выступят в качестве заказчиков. С исполнителем заключается соглашение.
При решении коммунальных задач для отдельного жилища, договор с исполнителем или поставщиком заключает сам хозяин помещения лично.
Варианты управления
Для рациональной и оперативной управленческой деятельности собственники выбирают один из следующих способов:
вопросы разрешаются только коллективно – в управлении принимает участие каждый обладатель жилья, все соглашения с подрядчиками и специалистами подписываются большинством проживающих;
выбор представителя – из числа жильцов выбирается правомочный человек, который представляет в дальнейшем интересы всего МКД;
привлечение постороннего человека – владельцы могут нанять поверенного гражданина, не являющегося владельцем помещений в доме, он будет исполнять представительские и управленческие функции по доверенности.
Любой выбор проживающих оформляется документально, посредством протокола.
Положительные и отрицательные стороны
Если многоквартирное здание соответствует законодательным требованиям (максимум 30 жилищ), для него может быть выбрано самостоятельное управление владельцами квартир. Самостоятельное содержание дома имеет свои достоинства и подводные камни.
Положительные стороны самостоятельности собственников:
Расходы на содержание многоэтажки существенно снижаются из-за отказа от услуг ЖКХ, а также отсутствия оплаты деятельности посредников.
Вопросы решаются быстро, в связи с заинтересованностью обладателей жилищ в комфортабельной обстановке.
Инициаторами и контролерами выступают сами хозяева помещений. В их интересах качественное и наиболее быстрое выполнение мероприятий, связанных с обслуживанием многоэтажки, поэтому выбираются лучшие исполнители.
Средства, получаемые от владельцев, идут на финансирование содержания конкретного МКД.
Отрицательные стороны самостоятельности:
Отсутствие контроля за деятельностью собственников и состоянием МКД.
Если недобросовестные хозяева не исполняют возложенные на них задачи и дом придет в упадок, государственные органы откажут в помощи.
Самостоятельное управление многоэтажкой отнимает время у всех жильцов, так как требует большого внимания.
Начало перехода на непосредственный управленческий вариант зависит только от инициативы самих владельцев. Для активных собственников, готовых потратить собственное время на нужды дома, такой способ является наиболее удачным. Если же обладатели квартир занимают пассивную позицию по отношению к многоэтажке, в которой живут, самым простым вариантом будет являться соглашений с управляющим органом либо создание ТСН.
Порядок перехода на новую форму
Переход на непосредственное управление многоквартирным домом – достаточно простая, с точки зрения оформления, процедура. Сложнее всего собрать всех владельцев, а главное донести до них преимущества перевода на новую форму.
Процесс перехода сводится к прохождению трех стадий:
Инициативная группа – инициаторы перехода (один либо несколько обладателей квартир) на новую управленческую форму должны выполнить следующие задачи:
подготовить план перевода и последующих действий;
уведомить жильцов о намечающемся переводе дома;
предоставить остальным владельцам информацию о планах;
провести опрос на предмет согласия собственников на изменения;
согласовать дату и место сбора владельцев.
Обычно группа инициаторов состоит от 3 до 5 собственников. Для группы нет необходимости в регистрации или какого-либо оформления. Ее главная функция – определить отношение проживающих к намечающимся переменам.
Приглашение на встречу владельцем можно разместить в подъезде, на информационной доске либо передать жильцам лично не позднее 3 дней до проведения мероприятия.
Встреча собственников – проводится для решения основных вопросов, касающихся МКД. К ним относятся:
сам переход, есть ли в нем необходимость, заинтересованы ли собственники;
кто из жильцов примет ответственность за управление;
выбор председателя (главы) и Совета многоэтажки;
вопросы, касающиеся оформления и условий соглашений с обслуживающими фирмами.
Первая встреча должна проводиться очным способом. На ней должны присутствовать более половины обладателей жилья. Объявляется причина сбора, затем происходит непосредственное голосование, итог которого, оформляется документально в протоколе.
Если собрать владельцев не удалось, можно провести процедуру заочного принятия решения. Для этого собственникам предоставляются бюллетени-опросники, на которых следует выразить свое отношение и переменам управленческой формы.
Оформление и подписание договоров с обслуживающей фирмой. Такую организацию нанимают собственники для выполнения деятельности по содержанию многоэтажки. Контракт подписывается самими владельцами или их доверенным.
Оформление договора
Для начала сотрудничества с обслуживающими фирмами требуется составить соглашение. Для его оформления необходимо предоставить:
решение хозяев жилищ МКД, отраженное в протоколе;
личный документ представителя;
доверенность;
технические бумаги многоэтажки;
иную документацию по требованию подрядчика.
Кроме того, каждый собственник должен самостоятельно позаботиться о заключении контракта на предоставление в его жилище воды, газа, тепла и света. Отсутствие контракта с подрядчиками или обслуживающими фирмами станет причиной недействительности перехода на непосредственное управление. В таком случае для многоквартирного здания принудительно назначат управляющую организацию.
Любая форма домоуправления имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В некоторых ситуациях выбранный способ в полной мере устраивает проживающих, в других случаях вызывает только негатив. Выбирая управленческую форму необходимо основываться на предпочтениях большинства владельцев, изучить все нюансы и подводные камни, сопровождающие каждый из вариантов.
Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.