Самовольное занятие земельного участка

Сегодня рассмотрим тему: "Самовольное занятие земельного участка". На сайте собраны и структурированы материалы ведущих изданий. Если появились вопросы, то вы всегда можете их задать дежурному консультанту на сайте.

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 46-ФЗ статья 7.1 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7.1 КоАП РФ

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Источник: http://base.garant.ru/12125267/4fc81bd708668197a291fdc62307ca74/

Статья 7.1. КоАП РФ. Самовольное занятие земельного участка

Ст 7.1 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Комментарий к статье 7.1. КоАП РФ:

1. Состав самовольного захвата земли в разные периоды времени предусматривался уголовным и административным законодательством. В связи с принятием нового ЗК РФ актуальность ответственности за посягательства на земельную собственность повысилась: ст. 7.1 КоАП РФ отражает изменения земельного законодательства. В ней содержатся два формальных состава, различающихся по объективной стороне и противоправности.

2. Цель статьи — защита права государственной, муниципальной и частной собственности на землю, обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею. Сфера ее действия чрезвычайно широка и затрагивает интересы как государства, так и иных землепользователей.

3. Земельное законодательство содержит значительное число правовых предписаний, регулирующих право собственности на землю, возникновение прав на землю, порядок оформления документов и т.п. (см. комментарий к ст. 7.10).

4. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки: часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Они являются неделимыми или делимыми, если земельный участок может быть разделен на части и каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок. Разрешенное использование последнего осуществляется без перевода его в состав земель иной категории.

5. Самовольное занятие земельного участка — простой формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.

6. Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, — формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния, так как ст. 7.1 предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования: а) собственно на земельный участок; б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот Перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.

Объективная сторона — деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, т.е. производства любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения (см. комментарий к ст. 8.1).

7. Субъективная сторона — умышленная вина.

8. Субъекты перечислены в санкции комментируемой статьи.

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а также органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Источник: http://koap-kodeks.ru/st-7.1-koap-rf

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 7.1 (так же как и в других нормах гл. 7 КоАП), являются отношения собственности, в т.ч. и на земельный участок.

2. Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный:

1) самовольно занимает чужой земельный участок. Иначе говоря, он не имеет свидетельства о праве собственности, договора аренды, иных документов, предусмотренных в ст. 9-20 Закона о недвижимости, ст. 26 ЗК, ст. 14 Лесного кодекса и, тем не менее, занимает участок (т.е. огораживает его, ставит на нем свое имущество, монтирует передвижной модуль, металлический гараж, тент, теплицу и т.п.);

Читайте так же:  Регистрация права собственности на квартиру по наследству

2) использует земельный участок без оформления (в порядке, предусмотренном Законом о недвижимости, ст. 30, 32-34 ЗК) правоустанавливающих документов (проект границ земельного участка, технические условия подключения коммуникаций, кадастровые данные земельного участка, свидетельство о праве собственности, договор аренды, акт о передаче в пожизненное наследуемое владение и т.п.);

3) использует земельный участок без оформления документов, разрешающих хозяйственную деятельность (например, извлечение недр, застройка земельного участка).

Данное правонарушение совершается только в форме действия (в форме бездействия оно совершено быть не может). Оконченным оно считается с момента совершения любого из названных выше действий.

3. Субъектами анализируемого правонарушения являются:

1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);

2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

3) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10).

4. Субъективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный действует с прямым умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Данное правонарушение следует отличать от ряда специальных составов, также посвященных нарушению прав на земельные участки и предусмотренных:

1) ст. 7.2 (об уничтожении межевых и иных специальных знаков);

2) ст. 7.3 (о нарушении правил пользования недрами);

3) ст. 7.8 (о самовольном занятии земельного участка прибрежной защитной полосы);

4) ст. 7.9 (о самовольном занятии земельного участка лесного фонда);

5) ст. 7.10 (о самовольной переуступке прав на землю) и др.

См. коммент. к этим нормам КоАП.

6. Статья 7.1 предусматривает лишь один вид административной ответственности — штраф, он назначается государственным инспектором по использованию и охране земель (см. коммент. к ст. 3.5, 23.21).

Назначение административного штрафа не освобождает лицо от необходимости освобождения самовольно захваченного земельного участка (см. коммент. к ст. 4.1).

Источник: http://base.garant.ru/5872064/4fc81bd708668197a291fdc62307ca74/

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Комментарий к Ст. 7.1 КоАП РФ

1. Под самовольным захватом земли понимается безосновательное, совершенное без наличия каких-либо надлежащим образом оформленных разрешительных документов занятие участка земли путем размещения на нем принадлежащего виновному лицу имущества либо разработки данного земельного участка в личных целях этого лица.

Введение в КоАП РФ рассматриваемого состава административного правонарушения обусловлено необходимостью обеспечения защиты правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, а также обеспечения неприкосновенности права собственности на данные объекты недвижимости.

В комментируемой статье 7.1 КоАП РФ рассматриваются два самостоятельных формальных состава административного правонарушения, различающиеся по объективной стороне и противоправности деяния.

Целью введения комментируемой статьи в КоАП РФ является обеспечение защиты права государственной, муниципальной и частной собственности на земельные участки, обеспечение установленного действующим законодательством порядка пользования, владения и распоряжения ими.

2. Как и любые другие составы административного правонарушения, содержащиеся в комментируемой статье составы имеют частично отличные от других объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону правонарушений.

Рассматриваемые составы носят формальный характер, поскольку административная ответственность за их совершение наступает с момента совершения виновных действий, независимо от возникновения или отсутствия негативных последствий, так как сами по себе действия, составляющие объективную сторону составов, влекут нарушение установленного порядка владения, пользования и распоряжения самовольно занятым земельным участком либо существующего на него права собственности.

Объектом рассматриваемого правонарушения, предусматривающего административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, являются общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, составляющими их отдельно взятыми участками, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли.

В качестве предмета рассматриваемого состава административного правонарушения можно обозначить земли и составляющие их земельные участки, то есть части поверхности земли, включая покрывающий их почвенный слой. Границы таких земельных участков обязательно должны быть определены и закреплены в установленном законом порядке путем проведения необходимой процедуры государственной регистрации.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть выражена только активными действиями, направленными на установление доминирующего положения виновного лица на спорном земельном участке.

В качестве таких действий могут рассматриваться два вида действий:

— самовольное занятие земельного участка, выражающееся в размещении на нем каких-либо сооружений, строений, в возведении ограждений, иных препятствий для затруднения доступа к данному участку лиц, имеющих законное право на владение, пользование или распоряжение им;

— использование земельного участка путем его засевания сельскохозяйственными, однолетними или многолетними, а также иными видами растений, разведения в плодородном слое бактериально обогащенных культур и т.п.

По объективной стороне можно провести разграничение двух самостоятельных составов, отличающихся по признакам противоправности деяния:

— занятие и использование земельного участка в случае отсутствия документов, подтверждающих право пользования, владения или распоряжения данным земельным участком. В соответствии с положениями, закрепленными в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2006 N 404, правоустанавливающими документами на земельный участок являются:

копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;

кадастровый план земельного участка;

иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы;

— занятие и использование земельного участка при отсутствии документов, предоставляющих право на осуществление хозяйственной деятельности в пределах границ такого земельного участка, то есть ведение на нем работ, которые целиком либо в какой-то конкретной части требуют оформленного в установленном законом порядке разрешения на их осуществление (например, ведение строительства многоквартирного дома на земельном участке без специального разрешения на осуществление строительной деятельности и без отнесения занимаемого строительством земельного участка к необходимой категории земель).

Читайте так же:  Как аннулировать кредитный договор на товар

3. Совершение рассматриваемых составов административных правонарушений возможно только в умышленной форме, поскольку неосторожная форма вины совершения подобных деяний не может образовать состав правонарушения и повлечь за собой наложение административной ответственности. Таким образом, субъективная сторона правонарушения устанавливается только в форме умысла.

В санкции комментируемой статьи КоАП РФ предусмотрен общий субъект рассматриваемого состава административного правонарушения.

Так, к административной ответственности могут быть привлечены:

— физические лица — граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

— должностные лица — лица на постоянной или временной основе либо в соответствии со специальными возложенными на них полномочиями осуществляющие полномочия представителей власти, наделенные в установленном действующим законодательством порядке распорядительными функциями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, или выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные полномочия в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (подробнее см. комментарий к ст. 2.4 КоАП РФ);

— юридические лица — организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении либо оперативном управлении выделенное имущество, отвечающие данным имуществом по своим обязательствам и действующие от своего имени в гражданско-правовых и иных правоотношениях.

Санкция рассматриваемой статьи 7.1 КоАП РФ предусматривает единственно возможный вид наказания — административный штраф, размер которого установлен отдельно для каждой категории субъектов рассматриваемого состава административного правонарушения.

4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Вместе с тем, если указанным правонарушением нарушены права на участки земель лесного фонда и земель, не входящих в состав лесного фонда, рассмотрение административных дел может осуществляться только должностными лицами органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда.

Источник: http://stkoaprf.ru/7-1

​​Самовольное занятие земельного участка

Самовольно занимать чужой участок земли незаконно. Любые нарушения земельного законодательства ведут к ответственности, которая будет выражена различными наказаниями, в зависимости от обстоятельств. Законный владелец земельного надела имеет право на компенсацию, а также на защиту своих интересов с помощью суда.

Самовольный захват: определение в законодательстве

По КоАП РФ самовольный вариант занятия территории определяется как его захват или использование без наличия законного права. Есть несколько вариантов самозахвата:
  • нарушены границы;
  • любые постройки или объекты, которые не зарегистрированы и не оформлены специальными документами;
  • использование по не назначению, то есть нет разрешений;
  • любые действия, мешающие собственнику использовать участок.

Согласно правам на частную собственность владение или использование возможно только при выполнении законодательных норм, в виде наличия всех необходимых документов.

Самовольный вариант занятия выражается в нарушении земельного законодательства и прав других лиц.

Признаки правонарушения

Есть несколько признаков правонарушения, которые свидетельствуют о необходимости применения различных мер.

  • нет требуемой документации, а также разрешения. Для полноценного владения необходимо иметь ряд правоустанавливающих документов. Сюда входят договора, свидетельства о наследстве или судебные постановления. Если документов, подтверждающих полномочия нет, то фиксируется нарушение;
  • срок действия документа правоустанавливающего типа закончился. Чаще всего такой вариант наступает при аренде и ее несвоевременном продлении;
  • использование нецелевого типа. Фактически земельный надел не может быть использован в сферах, которые не предусмотрены для него. Для любого участка вносятся данные в реестр кадастрового типа, где прописываются все варианты эксплуатации и назначение. Если осуществляется деятельность, которая не установлена в документации, то такой тип действий влечет к ответственности;
  • изменение границ надела в виде расширения. Любое изменение в площади должно сопровождаться его регистрацией. Чаще всего нарушение происходит при самовольном варианте расширения;

Ответственность

По законодательству Российской Федерации граждане пользуются землей на основе нескольких вариантов предоставления:

Если лицо не имеет прав на надел, но использует его, то в таком случае наступает ответственность, зависящая от различных факторов. Самозахват приносит владельцу земли, в частности государству или частнику, ущерб. Особенного внимания достойны земли, которые относятся к охраняемым или сельскохозяйственным. В таком случае ущерб значительно выше, что приводит к увеличению штрафа.

Гражданско-правовые последствия самозахвата земли

При самозахвате лица не получают гражданско-правовых гарантий, что означает полное отсутствие у них соответствующих прав. Становятся невозможными следующие действия:
  • проведение сделок любого типа с участком, то есть нельзя его продать, отдать во временное пользование или передать по наследству. Это связано с тем, что отсутствие прав не дает возможности распоряжаться землей;
  • освобождение территории должно производиться по первому требованию законного владельца. При этом, должны быть уничтожены все следы деятельности, которая не была разрешена собственником. Примером служит снос дома или построек, которые были возведены. Если снос не может быть добровольным, то привлекаются органы власти;
  • доход, полученный с надела, должен быть передан владельцу в виде компенсации полностью. Этот момент фиксируется как незаконное обогащение, поэтому средства передаются собственнику. Для этого последний должен обратиться в гражданский суд и подать соответствующий иск.

Административная ответственность за самозахват

Чаще используется административный вариант ответственности. Он выражен в виде штрафных санкций, которые могут различаться для разных лиц. Также штраф отличается при наличии регистрации в виде кадастрового учета и его отсутствия. В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ если надел зарегистрирован и имеет кадастровую стоимость, то штраф рассчитывается в процентном от нее соотношении:

  • для физлица 1-1.5% с минимальной суммой в 5 тысяч рублей;
  • для должностного лица — 1.5-2% с минимумом в 20000 рублей;
  • юридическое лицо — 2-3%. Минимальный штраф равен 100 тысяч рублей.

Если участок не стоит на учете, и его стоимость не определена, то штраф установлен в таком виде:

  • физлица — 5000-10000 рублей;
  • должностные лица — 20000-50000 рублей;
  • организации — 100000-200000 рублей.
Видео (кликните для воспроизведения).

При частичном занятии участка расчет штрафа будет произведен по соотношению всей площади к занятой.

Административная ответственность и сам механизм фиксации нарушения выглядят следующим образом:

  • госорган или собственник обнаружили факт нарушения;
  • дается определенный срок для нарушителя, который должен быть использован для устранения следов деятельности на участке;
  • если после истечения срока все условия не выполнены, то накладывается штраф в полном размере.

В ряде случаев порядок действий может быть индивидуальным, но при стандартной ситуации государственный орган следует основным правилам.

Административные меры наказания могут применяться в совокупности с гражданской ответственностью. Например, после оплаты штрафа необходимо выплатить компенсацию собственнику в размере, который был установлен судом.

Уголовная ответственность за незаконное пользование земельным участком

Уголовная ответственность может быть наложена по совокупности действий. Например, захват участка имел определенные цели или использовался для незаконной деятельности.
Читайте так же:  Как узнать долг за квартплату и жкх через интернет

Есть два варианта наиболее частых случаев, когда самозахват приводит к уголовному сроку:

  • мошеннические действия. Примером будет служить аренда или продажа надела без права на эти действия или финансовые махинации, когда в качестве залога предоставляют недвижимость;
  • незарегистрированная предпринимательская деятельность на участке, который не является собственностью, может привести к 5 годам лишения свободы.

Наказание для мошенников зависит от большого количества факторов, но по при единоличной афере срок варьируется до 2 лет, а при групповой до 6 лет. Стоит учесть, что использование служебного положения считается отягчающим обстоятельством, которое также влияет на строгость наказания.

Что делать при захвате земли

Собственник при получении информации о незаконном использовании его земельного надела или его части предварительно должен попытаться мирно урегулировать возникший конфликт. Это связано с тем, что ряд участков не имеют четких границ. Нарушитель может не знать о том, что наносит ущерб другому лицу.

Если мирного решения достичь не удается, то есть установленный порядок действий:

  • подготовка официальной претензии с указанием нарушения и границ собственности;
  • фиксация нарушения. Это может сделать Росприроднадзор или Росреестр в зависимости от ситуации;
  • подготовка заявления и обращение в суд со всеми необходимыми документами;
  • после решения суда получают исполнительный лист, который передается судебным приставам.

Границы участков должны быть определены до момента судебного заседания, так как в противоположном случае доказательство нарушения прав будет более сложным. Также при невозможности устранить нарушителя с участка судебное решение может быть в форме выкупа земли по рыночной стоимости для конкретного региона.

Возмещение вреда за самовольное занятие

Возмещение ущерба производится с помощью обращения в суд. Сумма компенсации включает в себя:
  • убытки прямого характера;
  • упущенную прибыль;
  • компенсацию морального вреда.

Если добровольно нарушитель не возмещает нанесенный ущерб, который установлен судебной инстанцией, то его дело подлежит принудительным способам взыскания через систему судебных приставов.

Принудительное изъятие

Добровольный вариант освобождения предпочтителен, так как землю все равно изымут. Принудительные варианты включают в себя привлечение сотрудников Росреестра и ФССП, которые с помощью законных мер заставят нарушителя оплатить ущерб и освободить незаконно занятую территорию.

Можно ли узаконить самозахват

Возможность оформления не влияет на наказание, то есть штраф все равно придется выплатить. Предварительно для того, чтобы узаконить, потребуется узнать, кто является собственником. Это может быть физическое или юридическое лицо, а также местная администрация. В ряде случаев охраняемые земли принадлежат Лесному фонду и другим организациям.

Узаконивание осуществляется в следующем порядке:

  • получают выписку из ЕГРН, в которой указан собственник;
  • соглашение о перераспределении земли, если это возможно;
  • при согласии соседей расширение границ;
  • если участок принадлежит государству, муниципалитету, то можно подать заявление о предоставлении участка бесхозного типа.

В последнем случае заключается долгосрочный вариант аренды, после окончания которого можно попытаться перевести землю в собственность. Но для этого требуется соответствовать правилам статьи 234 ГК РФ, которая устанавливает полноценное использование арендованной территории на протяжении минимум 15 лет.

Все остальные варианты самозахвата будут пресекаться и подлежат наказанию в виде различных форм ответственности.

Самозахват территории по законодательным нормам может иметь несколько типов ответственности, в том числе уголовную. Административные меры включают в себя штрафы, которые будут зависеть от обстоятельств и категории нарушителя. Штрафные санкции имеют разные размеры при наличии территории на учете или ее отсутствии там. Собственник недвижимости при нарушении его прав имеет возможность получить компенсацию, которая устанавливается после обращения в суд.


Источник: http://zakonoved.su/samovolnoe-zanyatie-zemelnogo-uchastka.html

Статья 7.1 КоАП РФ. Самовольное занятие земельного участка (действующая редакция)

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 7.1 КоАП РФ

1. Согласно п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 ЗК права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права на земельные участки граждан и юридических лиц удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст. 29 ЗК предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения управомоченных органов исполнительной власти или муниципальных органов.

Согласно п. 1 ст. 260 ГК лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен ст. 30 ЗК.

2. Применительно к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, порядок их предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду установлен соответственно п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В случае использования указанных земельных участков по договору аренды правоустанавливающим документом является договор аренды, заключаемый в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При предоставлении гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, правоустанавливающим документом является решение соответствующего исполнительного органа государственной власти или муниципального органа, управомоченных принимать данные решения в соответствии с ч. 2 п. 4 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно п. 1, 3 ст. 10 указанного Федерального закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Читайте так же:  Прописка новорожденного ребенка за 1 день

Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 ЗК.

Передача в аренду указанных земельных участков осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК (см. ч. 1 п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

3. Применительно к правоотношениям, существовавшим до введения в действие ЗК, понятие «самовольное занятие земель» было определено Приказом Минприроды РФ от 25 мая 1994 г. N 160. Согласно п. 1 приложения 1 к Инструкции по организации и осуществлению госземконтроля органами Минприроды России, утвержденной этим Приказом, под самовольным занятием земель понимается пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.

К самовольному занятию относится пользование земельным участком:

до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка;

до заключения договора купли-продажи (купчей) или оформления в установленном порядке других документов, подтверждающих переход права собственности на землю;

до получения и регистрации в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды земли;

до установления границ участка на местности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

в случае приостановки неправомерных решений по вопросам изъятия, предоставления и совершения сделок с землей — до рассмотрения протестов, вынесенных органами, осуществляющими госземконтроль, в вышестоящих органах исполнительной власти, суде, арбитражном суде.

4. Согласно п. 1 ст. 60 ЗК следствием самовольного занятия земельного участка является обязанность лица по восстановлению нарушенного им права.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 76 ЗК самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

5. Применительно к правоотношениям, существовавшим до введения в действие ЗК, практика применения арбитражными судами земельного законодательства была обобщена Президиумом ВАС РФ (см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2001 г. N 61).

По смыслу п. 2 вышеуказанного письма отсутствие у покупателя строения надлежащим образом оформленных документов на земельный участок, на котором оно находится, не может рассматриваться как самовольное занятие земельного участка.

6. Самовольное использование земельного участка может выражаться в действиях по противоправной застройке земельного участка. Согласно ст. 222 ГК самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законодательством, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК.

Согласно п. 2 ст. 263 ГК последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, также определяются ст. 222 ГК.

7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (см. комментарий к ст. 23.21).

Применительно к участкам земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд, дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов МПР России (см. п. 1 — 3 комментария к ст. 7.9, комментарий к ст. 23.24).

Источник: http://www.zakonrf.info/koap/7.1/

Пояснения к ч.1 статьи 7.1 КоАП РФ

Принятие Земельного кодекса привело к усилению значительности ответственного отношения к земельным вопросам. В законе содержится множество правовых предписаний, которые регулируют этот вид собственности и появления прав на нее, правила утверждения документации и т. д.

Согласно ч.1 ст. 7.1 КоАП РФ самоуправное завладение связано с присвоением земельной делянки безо всяких законных оснований и регистрации необходимой документации. На его территории размещены вещи (движимые и недвижимые) виновной особы или произведена какая-нибудь разработка с личной целью.

Какие меры ответственности предусматриваются

Обязанность отвечать за указанное правонарушение рассматривается как способ защиты правовых отношений, связанных с понятиями «владение, пользование и распоряжение» участками земли и гарантированием в неприкосновенности прав собственности государства, муниципалитета и граждан на недвижимые объекты. Сфера действия комментируемого раздела довольно широка и касается как государственных потребностей, так и интересов других пользователей земли (муниципальных органов, частных владельцев, предприятий и организаций).

За произвольное присвоение территории (ее части), использование лицами, которые не имеют легитимных полномочий на нее, предусмотрены штрафные санкции. Они зависят от того, внесена ли земля в кадастр. Штраф выплачивается:

  • гражданами – 1-1,5% от стоимости надела в кадастре (минимальная сумма — 5 000 рублей);
  • должностными лицами – 1,5-2%(минимально – 20 000 рублей) от кадастровой стоимости земли;
  • юридическим лицам – 2–3% от цены участка (не меньше ста тысяч рублей).

При отсутствии в списке землепользователей делянки с граждан взыскивается сумма в 5–10 000 рублей, должностные лица выплачивают от 20–50 тысяч рублей, предприятия, организации – 100–200 тысяч рублей.

Следует отметить, что предприниматели, ведущие работу без оформления статуса «юридических лиц», отвечают как организации, предприятия.

Самозахватом считается незарегистрированное соглашение об аренде земли. По земельному кодексу (ст.26) соглашения, подписанные на период до одного года, не регистрируются. Если впоследствии такой договор продлен, но не зарегистрирован, данное действие квалифицируется как завладение участком без документов, дающих право использовать участок.

К присвоению относится расширение земельной территории без законных оснований. Если надел, который используется, имеет большие размеры от указанного метража в документации, нарушителя можно привлечь по ст. 7.1 КоАП. При установлении дополнительной площади в качестве захвата является необязательным возведение на ней строений, достаточно установить ограждение или совершить другое действие, дающее понять, что организация – владелец делянки.

Самовольное занятие земельного участка в соответствии со ст. 7 1 КоАП РФ имеет следствием взыскание административных штрафов, которые рассчитываются по величине реестровой цены соразмерно метражу захваченной территории. Если земельный надел используется частично, штрафные санкции начисляются соответственно пропорции присвоенной территории (по кадастровой стоимости).

Читайте так же:  Разрешение на продажу квартиры от органов опеки

Структура административного проступка

В пояснении рассматриваются два отдельных формальных составов административного проступка. Их различают по объективной стороне и противоправности деяний.

К составу административного деликта относят:

  • объект;
  • объективную сторону;
  • субъект;
  • субъективную сторону.

Его структура отличается формальным характером, так как административная ответственность устанавливается с учинения незаконных действий безотносительно от наступления негативных последствий. Это объясняется тем, что сами по себе деяния являются нарушением имущественных прав захватыванием определенной территории.

Понятие «объект» и «объективная» сторона

Объект правонарушения, что рассматривается – социальные отношения по владению, пользованию и распоряжению участком и гарантирование их защиты.

К предмету структуры неправомерного деяния относят землю и образующую ее наделы, другими словами, наружный слой поверхности с покрывающим ее грунтом. Делянки разделены межами, намеченными и закрепленными в законном порядке. Для этой цели проводится необходимая процедура государственного регистрирования. Участки бывают делимыми и неделимыми, после дробления земли каждая часть становится самостоятельной делянкой. Ее разрешается использовать без перемещения в земли другой категории.

Под объективной стороной подразумеваются действенные поступки правонарушителя, сконцентрированные на утверждении своего преимущества на оспариваемой делянке. Предусматриваются действия двух разновидностей:

  • самоуправное завладение наделом, оно проявляется в локализации здесь зданий, строений, ограждений, которые препятствуют или затрудняют подступ к территории людей, обладающих на нее полномочиями (владельцы, арендаторы, контролирующие персоны);
  • засев на территории однолетних, многолетних и других разновидностей сельскохозяйственных культур, размножение в плодородной дернине грунта биологически озонированных насаждений.

Объективный аспект (сторона) можно разграничить на две обособленные части, что отличаются признаками противозаконности:

  • присвоение и эксплуатация надела без необходимых документов (муниципального акта, кадастрового плана, выписки из ЕГКН и других бумаг), которые подтверждают владение собственностью федеральными законами, признают другие правоустанавливающие акты;
  • занятие и эксплуатация земли без документов, дающих право вести хозяйственную деятельность на ней, то есть вести работы, требующие лицензии, полученной в законном порядке (в качестве примера – строительные работы, для их проведения нужно разрешение на земле соответствующей категории).

Понятие субъекта и субъективной стороны

Определяя субъективную сторону проступка, следует сказать, что указанное правонарушение возможно лишь как умысел, так как о вине в форме неосторожности в данном случае не может идти речь. Таким образом, установление вины представляется возможным только как умысел.

К ответственности за самочинное отторжение земли могут привлечь:

  • физических лиц – граждан России и других государств, особ без гражданства;
  • официальных лиц – работающих на полных или временных началах, а также на основе либо специальных полномочий, возложенных на чиновников;
  • юридических лиц (организации, предприятия, владеющие выделенным имуществом для хозяйственного управления или в собственность).

Санкцией указанной статьи является единственно возможное наказание – денежное взыскание, его величина для разных категорий субъектов устанавливается отдельно.

Случаи, связанные с административными нарушениями по самовольному занятию земли, являются компетенцией государственной власти, что выполняет функции по контролю над использованием и охране земли. Представители государственной власти и органов внутренних дел (полиции) составляются протоколы о данном виде незаконных действий.

Основание владеть наделом или его частью подтверждается документацией, предписанной правилами. Их отсутствие говорит о самовольном занятии участка, то есть о незаконном действии, что предусмотрено ст. 7.1 КоАП РФ.

Ответственность по названному пункту наступает с применением активных действий по захватыванию земли и эксплуатации уже занятой территории без законных прав.

Разбирательство дел, касающихся лесных ресурсов, относится к полномочиям органов по охране и лесопользованию.

Взаимосвязь вопроса земельной собственности в разных сферах законодательства

Другие главы КоАП дополняют проблему пользования землей.

Статьей 7.2 устанавливается привлечение к ответственности за устранение особых указателей (межевых границ).

КоАП предусматриваются специальные меры ответственности:

  • за присвоение наделов в прибрежной защитной полосе, водоохранной и санитарной зоне;
  • незаконное отведение земли на территории историко-культурного назначения (7.16);
  • эксплуатация земель не по целевому назначению (8.8) и прочее.

В Гражданском кодексе РФ (ст. 261) землевладение характеризуется как предмет собственности (недвижимое имущество). Земельным кодексом аграрная делянка определяется как часть земной поверхности (слой почвы), ее границы описываются и утверждаются способом, предусмотренным законом. Определение не отличается точностью, так как не учитываются позиции названной статьи ГК, не упоминается воздушное пространство над территорией земельной делянки, где могут быть долголетние посадки, или о подземном пространстве участка с вероятным нахождением минералов.

В Законе России «О государственном земельном кадастре» дается более пространное обозначение, в котором предусматриваются предметы, находящиеся на наружной плоскости и под поверхностью земельной делянки.

Согласно Гражданскому кодексу межевание, не отображенное и не закрепленное по нормам закона, не входит в перечень недвижимости, которая должна быть зарегистрирована. По Земельному законодательству владение участком расширяется на почву, полезные ископаемые, водоемы и подземные воды, долголетние посадки растений.

Несмотря на некоторые разночтения, законодательство устанавливает равенство форм собственности. За правонарушения в названной сфере, кроме административной, наступает уголовная (за экологические преступления), гражданско-правовая (несоблюдение имущественных прав владельцев недвижимости) и дисциплинарная виды ответственности.

Из судебной практики

Суть заявления Решение Верховного суда
Требование: отменить решение о притягивании к ответственности по ст.7.1 КоАП 16.05. 2016 № 32-АД16-14

Требование не удовлетворять, подтверждение правонарушения, назначены санкции согласно закону

Требование: отменить документы о притягивании к ответственности за самочинное завладение земельным участком 01.03.2016 №18-АД16-6

Прекращение производства по причине окончания срока давности для привлечения к ответственности

Практика судов показывает, что подобные споры широко распространены. Причинами служат противоречия, существующие в разных близких отраслях права, расхождения в его понимании и недостаточная осведомленность участников данных споров.

Правонарушения, которые совершили юридические лица, рассматриваются органами земельного надзора (Росреестр, Росприроднадзор, Россельхознадзор).

Решение о привлечении к мерам ответственности подлежит обжалованию в суде. Для организаций предписывается обращение в Арбитражный суд, для должностных лиц – в суд общей юрисдикции. В суде доказывать обстоятельства, ставшие поводом для привлечения к ответственности, должен орган, который принял оспариваемое решение. В качестве аргументов используются факты (чаще всего, акт проверки и акт обмера), имеющие значение для решения дела.

Существенные изменения произошли в применении санкций в направлении их ужесточения и увеличения. Значительно возросла роль судов в принятии постановлений, касающихся административных правонарушений. Решение о взыскании штрафа за самоуправное отторжение надела земли принимается только судом. Изменения в социальной и экономической области привели к тому, что субъектами по обязанностям в земельных вопросах стали не только физические, но и юридические лица.

Незаконное присвоение надела земли является серьезным административным правонарушением. Обнаружение нарушений позволяет предъявить требования о приведении виновником территории к первоначальному виду, в срок, установленный судом, изъять имущество (движимое и недвижимое) в пользу пострадавшей юридической или физической особы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zazemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ch-1-stati-7-1-koap-rf.html

Самовольное занятие земельного участка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here